Английский роман: постмодерн и после него
АНГЛИЙСКИЙ РОМАН:
ПОСТМОДЕРН И ПОСЛЕ НЕГО
По остроумному выражению графа де Мельфора, известного своими «Английскими впечатлениями» в двух томах, Англия является страной «двадцати четырех религий и всего одного соуса». И «соус» этот – здравый смысл, чувство реальности – во все времена на столе англичан. Говорит ли об «английском интеллектуальном вкусе» русский Карамзин, немец фон Гентц или француз Тэн, все согласны в одном – не к идеям, а к реальным фактам влечется англичанин. Факты дают почву для серьезных размышлений, равно как и для иронии.
Известно, что в Англии высоко ценили Сервантеса как… комического писателя, представившего прототип излюбленного английского чудака. Эксцентрическое (не более того) отторжение здравого смысла в духе донкихотовского безумия по душе Филдингу, Стерну и насмешливой Остен. Вполне закономерно и то, что истые поклонники «туманностей Кантовой метафизики» Кольридж, Шелли и Байрон тепло приняли критику «чистого здравого смысла» Т. Л. Пикока, изобразившего их ненавистниками «нескольких упрямых вещей, именуемых фактами», в своем романе «Аббатство кошмаров».
Хотите продолжить чтение? Подпишитесь на полный доступ к архиву.
Статья в PDF
Полный текст статьи в формате PDF доступен в составе номера №5, 2007