№4, 2001/Заметки. Реплики. Отклики

Андрей Белый о Штейнере

 

Т. НИКОЛЕСКУ

АНДРЕЙ БЕЛЫЙ О ШТЕЙНЕРЕ

 

В издательстве «Республика» вышел новый том Собрания сочинений Андрея Белого1. Этот том, шестой по счету, содержит два произведения: «Рудольф Штейнер и Гете в мировоззрении современности» и «Воспоминания о Штейнере». Ему предшествовало издание томов «Стихотворения и поэмы» (1994), «Петербург» (1994), «Воспоминания о Блоке» (1995) «Серебряный голубь. Рассказы» (1995) и «Котик Летаев. Крещеный китаец. Записки чудака» (1997). Данное издание, думается, может иметь и некоторое особенное назначение. Идет речь о восполнении долга, в котором находилась русская культура по отношению к этому необычному поэту, прозаику, критику, теоретику литературы, часто определяемому его современниками, да и вообще литературоведами, как «гениальный». Как известно, литературная судьба писателя после революции сложилась неудачно. «Заживо погребенный», по его собственным словам, в последние годы жизни, он был надолго забыт после смерти. Даже такое произведение, как роман «Петербург», долгое время не переиздавалось.

Вопрос о таком издании, как предпринятое ныне, ставился еще при жизни писателя. Его собирался осуществить В. В. Пашуканис, но после выхода в свет в 1917 году (под общим названием «Собрание эпических поэм») «Северной симфонии», «Драматической симфонии» и «Серебряного голубя» издание прекратилось. Еще менее удачным было предприятие, задуманное З. И. Гржебиным (1920), которое вообще не пошло дальше договора. В первом случае, возможно, причиной был конфликт с прежними друзьями из «Мусагета» после появления книги «Рудольф Штейнер и Гете в мировоззрении современности», во втором, позволю себе предположить, – общая трудная ситуация. Но Белый надеялся все-таки на издание такого собрания своих сочинений, даже если не при жизни, то после смерти. Не основываясь на каких-либо конкретных возможных в будущем благоприятных условиях, а скорее интуитивно (как какая-то утопическая мечта). Об этом говорит находящийся в его архиве (РГАЛИ, ф. 391 / 1 / 51) «План издания посмертного собрания сочинений». Предполагая, что «могут настать времена (после моей смерти)», когда поднимется вопрос об издании собрания его сочинений, Белый адресует свои заметки тому из друзей, «которому было бы интересно знать сумму» им написанного, вообще людям, интересующимся «началом века» в России, и в особенности «будущим редакторам». Этим «будущим редакторам», пишет Белый, «хотел бы я сказать несколько слов к «руководству» при издании». И уточняет: «Я хотел бы, чтобы при переиздании моих работ приняли во внимание мои авторские пожелания». Кроме указаний по содержанию томов «Символизм», «Арабески», «Луг зеленый» главное в «Плане» – это порядок распределения и последовательности томов. План предполагает всего четырнадцать томов, распределенных не по хронологическому критерию, а частично по жанровому, частично по тематическому. Только первый том, выпущенный издательством «Республика», совпадает с планом Белого (том стихотворений), в дальнейшем же порядок несколько другой: второй том – «Симфонии», третий – «Серебряный голубь», четвертый – «Петербург», вместе с одноименной драмой, но не текст «Гибель сенатора», а текст, переработанный 1-й студией МХАТа. Затем «Москва», потом «Котик Летаев», «Крещеный китаец», «Записки чудака». Лишь после «Путевых заметок», мемуарных томов и критического триптиха (1910-1911) следует «Рудольф Штейнер и Гете…».

  1. Андрей Белый, Собр. соч., т. 6, Рудольф Штейнер и Гете в мировоззрении современности. Воспоминания о Штейнере. Общ. ред. В. М. Пискунова, составление, комментарии и послесловие И. Н. Лагутина, приложение (подготовка текста и комментарии) М. Л. Спивак, М., 2000, 719 с. []

Статья в PDF

Полный текст статьи в формате PDF доступен в составе номера №4, 2001

Цитировать

Николеску, Т. Андрей Белый о Штейнере / Т. Николеску // Вопросы литературы. - 2001 - №4. - C. 325-330
Копировать