А. П. Уракова. Поэтика тела в рассказах Эдгара Аллана По
А. П. Уракова. Поэтика тела в рассказах Эдгара Аллана По. М.: ИМЛИ РАН, 2009. 252 с.
Молодая исследовательница Александра Уракова берется осуществить в своей книге сложный проект, как говорят сегодня. С одной стороны, ею движет желание написать действительно современную книгу об Эдгаре По, которая учитывала бы опыт практически всей суммы постструктуралистских подходов к литературе и их пересмотр в западной «литературной теории» последнего времени. С другой стороны, как декларируется во введении к книге, ее предмет «не политика», а «поэтика» (с. 29), «эстетические закономерности» прозы По, обнаружение которых позволяет понять ее внутреннее устройство. Одно должно бы исключать другое: известно, что литературно-критическая практика постструктурализма не акцентирует специфики художественного текста, занимаясь преимущественно выявлением скрытого механизма власти, выражения инаковости, гендерных характеристик и проч. В последние десятилетия все это неоднократно проделывалось применительно к прозе По, от деконструкции выраженного в ней «среднестатистического расизма» того времени до анализа модели «социального тела», о чем подробно рассказывается во введении к монографии. Александра Уракова пытается найти компромисс, используя те ходы постструктуралистской мысли, которые считает продуктивными, чтобы выявить особенности структуры рассказов. Но в употреблении слова «поэтика» допущен симптоматичный сдвиг: изучается не поэтика художественного произведения, а «поэтика тела».
В качестве ключевого избирается заимствованное в семиотике понятие «репрезентация». Предметом своего исследования А. Уракова видит не только телесную образность, но и жизнь тела, так или иначе явленную в тексте и плохо поддающуюся вербализации. В деконструктивистском духе, хотя и не следуя строго за Жаком Деррида, автор книги стремится обнаружить «зазор» (вариант: «зияние») между свойственными тексту языковыми клише и «телесным опытом, который слово фиксирует» (с. 12). Другой ориентир — Жак Лакан с его представлением о «трещине» между сознанием и миром. Однако, как мне кажется, замысел автора удается в разных частях настолько, насколько последовательно выдвигается на первый план строго литературное понятие, предложенное самим писателем в рецензии на «Дважды рассказанные истории» Готорна. Постструктуралистские штудии обнаруживают «эстетические закономерности», когда выявляют способы создания и характер «эффекта», который Э. По считал доминирующим элементом рассказа.
Открывается монография блестяще выполненным обзором подходов к проблеме телесности в прозе Э. По, заключающим в себе историю освоения поэтики рассказов критической мыслью, от американских современников и Ш. Бодлера до постмодернистских работ самого последнего времени. Направление мысли, противоположное распространенному представлению о По как о «духовном писателе» (Д. Хоффман), А. Уракова отсчитывает от известного высказывания Достоевского о материальном характере «фантастичности» в художественном мире Э. По. Желание разобраться в природе «тревожащей, сбивающей с толку» (с. 18) материальности его рассказов руководит автором книги в ее исследовании репрезентации телесного.
В книге три части.
Хотите продолжить чтение? Подпишитесь на полный доступ к архиву.
Статья в PDF
Полный текст статьи в формате PDF доступен в составе номера №1, 2012