Не пропустите новый номер Подписаться
Редакция

Михаил Леонидович Андреев

Член редакционной коллегии
Доктор филологических наук, член-корреспондент РАН, Институт мировой литературы им. А. М. Горького РАН, Москва, Россия

Родился в 1950 году в г. Ярославле.

Доктор филологических наук. Член-корреспондент РАН, главный научный сотрудник ИМЛИ РАН, ведущий научный сотрудник Школы актуальных гуманитарных исследований РАНХиГС, ведущий научный сотрудник Института гуманитарных историко-теоретических исследований (ИГИТИ) НИУ-ВШЭ.

Область научных интересов: литература Италии; средневековые и ренессансные литературы Англии, Испании, Франции; историческая поэтика повествовательных и драматических жанров, компаративистика.

Участие в научных советах, комиссиях, редколлегиях:

  • член редколлегии журнала «Studia litterarum», «Letteratura italiana antica» (Рим);
  • член редакционного совета журналов «Italianistica» (Пиза), «Rivista di letteratura tardogotica e quattrocentesca» (Пиза, Рим);
  • член редколлегии «Литературных памятников»;
  • член бюро Ренессансной комиссии при Научном совете по мировой культуре РАН;
  • почетный член итальянского Дантовского общества (Флоренция).

Лауреат международной премии Флаяно по итальянистике (2008) и премии им. Н. В. Гоголя в Италии (2012).

Основные публикации

Монографии:

  • Итальянская литература зрелого и позднего Возрождения (совместно с Р.И.Хлодовским). М., Наука, 1988;
  • Средневековая европейская драма. Происхождение и становление. (X-XIII в.). М., Искусство. 1989;
  • Рыцарский роман в эпоху Возрождения. М., Наука — Наследие, 1993;
  • Литература Италии. Темы и персонажи. М., РГГУ, 2008;
  • Классическая европейская комедия: структура и формы. М., РГГУ, 2011;
  • Фарс, комедия, трагикомедия. Очерки по исторической поэтике драматических жанров. М., Дело, 2017.

Микромонографии:

  • Метасюжет в театре Островского. М., РГГУ, 1995;
  • Комедии Гольдони. Опыт формальной классификации. М., РГГУ, 1997;
  • На границах комедии. М., РГГУ, 2002;
  • Второе рождение нормативной поэтики. М., ГУ-ВШЭ, 2003;
  • Формы прошлого в классической европейской литературе. М., ГУ-ВШЭ, 2004;
  • Испанский вариант. Комедия Лопе де Вега, Тирсо де Молина и Кальдерона. М., РГГУ, 2006;
  • Никколо Макьявелли в культуре Возрождения. М., ГУ-ВШЭ, 2008;
  • Бенедетто Кроче, последний классик. М., ГУ-ВШЭ, 2015.

Статьи в коллективных трудах и научной периодике:

  • Время и вечность в «Божественной Комедии» // Дантовские чтения. М., 1979. С. 156–212;
  • Итальянская трагедия Возрождения и ragion di stato // Культура эпохи Возрождения и Реформация. Л., Наука, 1981. С. 76–86;
  • Фердинандо Камон и смеховая традиция // Новые художественные тенденции в развитии реализма на Западе. М., Наука, 1982. С. 164–200;
  • Трагедия Альбертино Муссато «Эцеринида» // Художественный язык Средневековья. М., Наука, 1982. С. 40–60;
  • От Де Санктиса до Кроче. Проблема Возрождения в итальянском литературоведении конца XIX — начала XX в. // Проблемы литературного развития Италии второй половины XIX — начала XX века. М., Наука, 1982. С. 257–291;
  • «Два Менехма» Плавта и структуры комедии итальянского Возрождения // Античное наследие в культуре Возрождения. М., Наука, 1984. С. 172–180;
  • Хротсвита и Теренций. Структура паллиаты в средневековой интерпретации // Античная культура и современная наука. М., Наука, 1984. С. 201–206;
  • La struttura del «Filocolo» // Cultura meridionale e letteratura italiana. I modelli narrativi dell’eta’ moderna. Napoli, Loffredo, 1985. P. 39–50;
  • Принцип ансамбля в поэтике «Неистового Орландо». К проблеме универсального стиля в литературе и искусстве Высокого Возрождения // Рафаэль и его время. М., Наука, 1986. С. 211–217;
  • Социальная проблематика в комедии итальянского Возрождения // Культура Возрождения и общество. М., Наука, 1986. С. 138–144;
  • Беатриче Данте и Маргарита Булгакова // Дантовские чтения-1990. М., 1993. С. 148–154;
  • Рыцарский роман в эпоху Возрождения. Начальный период // Культура Возрождения и средние века. М., Наука, 1993. С. 165–172;
  • Рыцарский роман в эпоху Возрождения // От мифа к литературе. Сб. в честь 75-летия Е.М.Мелетинского. М., РГГУ, 1993. С. 312–320;
  • Il romanzo cavalleresco nel Rinascimento // Esperienze letterarie. 1994. N. 1. P. 3–13;
  • Античность в «Божественной Комедии» Данте // Диалог культур. Материалы научной конференции «Випперовские чтения-1992», вып. XXV, М., 1994. С. 71–76;
  • Категории поэтики в смене литературных эпох (в соавторстве с С.С.Аверинцевым, М.Л.Гаспаровым, П.А.Гринцером, А.В.Михайловым) // Историческая поэтика. Литературные эпохи и типы художественного сознания. М., Наследие, 1994. С. 23–32;
  • Итальянское Возрождение: от стиля к жанру // Там же. С. 297–325;
  • Начало новоевропейской комедии // Arbor mundi, 1994, № 3. С. 9–24;
  • Второе рождение европейской драмы // Проблема жанра в литературе Средневековья. М., Наследие, 1994. — С. 27–44;
  • Поэт и поэтика в «Божественной Комедии» // Arbor mundi, 1997, №  5. С. 29–36;
  • Итальянское Возрождение как зеркало русского нигилизма // Искусство и культура Италии эпохи Возрождения и Просвещения. М., Наука, 1997. С. 257–261;
  • «Малая» поэзия Данте // Arbor mundi, 1998, №  6. С. 190–198;
  • Семиотика «Новой жизни» // Другие средние века. К 75-летию А.Я.Гуревича. М.-СПб., Университетская книга, 2000. С. 13–18;
  • Латинская литература в Италии (VI — XII вв.) и начало письменности на вольгаре // История литературы Италии. Т. I. Средние века. М., Наследие, 2000. С. 87–108;
  • У истоков городской литературы // Там же. С. 243–280;
  • Данте // Там же. С. 307–366;
  • Городская литература Треченто // Там же. С. 367-381, 389–397;
  • Оскар Уайльд и границы комедии // Arbor mundi, 2001, № 8. С. 113–120;
  • Коммин и Макьявелли. К проблеме семантических границ Возрождения // Пятнадцатый век в европейском литературном развитии. М., Наследие, 2001. С. 32–51;
  • «В сюжетах у Мольера недостатка не будет…» // Человек — Культура — История. В честь 70-летия Л.М. Баткина. М., РГГУ, 2002. С. 262–271;
  • Il personaggio e l’intreccio nel teatro di Ostrovskij // Il personaggio in letteratura. Napoli, Edizioni scientifiche italiane, 2004. P. 233–239;
  • Поэтика прошлого // Феномен прошлого. М., ГУ-ВШЭ, 2005. С. 67–95;
  • Комедии Шекспира в истории жанровых форм // Театр и театральность в культуре Возрождения. М., Наука, 2005. С. 172–181;
  • Инновация или реставрация: казус Возрождения // Вестник истории, литературы и искусства. М., 2005. Т. 1. С. 84–97;
  • У истоков драмы: Драматическая пастораль // Стих, язык, поэзия. Памяти М.Л. Гаспарова. М. РГГУ, 2006. С. 103–112;
  • Введение. Первый век Ренессанса // История литературы Италии. Т. 2. Возрождение. Кн. 1. Век гуманизма. М., ИМЛИ РАН, 2007. С. 7–36;
  • Гуманистическая комедия // Там же. С. 322–330;
  • Лоренцо Медичи // Там же. С. 439–463;
  • Луиджи Пульчи // Там же. С. 464–481;
  • Маттео Мария Боярдо // Там же. С. 515–533;
  • Dante in Russia // Semicerchio. Rivista di poesia comparata, XXXVI (2007/1). P.  29–31;
  • Комедия в драме Чехова // Вопросы литературы, май — июнь 2008. С. 120–134;
  • Новые русские переводы «Божественной Комедии» в свете одной идеи М.Л.Гаспарова // Новое литературное обозрение, 2008, № 92. С. 120–124;
  • От романа к эпосу: судьба эпической поэмы в эпоху Возрождения // Donum Paulum. Studia Poetica et Orientalia. К 80-летию П.А.Гринцера. М., Наука, 2008. С. 162–172;
  • Испанская комедия во французском изводе: Корнель // Arbor mundi, 2009 № 15. С. 28–38;
  • Введение. Возрождение: век второй // История литературы Италии. Т. 2. Возрождение. Кн.2. Чинквеченто. М., ИМЛИ РАН, 2010. С. 5–21;
  • Лудовико Ариосто // Там же. С. 79–109;
  • Никколо Макьявелли // Там же. С. 110–136;
  • Бальдассаре Кастильоне и жанр трактата о правилах поведения // Там же. С. 137–156;
  • Комедия // Там же. С. 425–443;
  • Трагедия и пасторальная драма // Там же. С. 444–467;
  • Эпическая поэзия // Там же. С. 468–476;
  • Макароническая поэзия [раздел 2: Теофило Фоленго] // Там же. С. 485–494;
  • Поэтика и литературная критика // Там же. С. 503–524;
  • Торквато Тассо // Там же. С. 577–604;
  • Пьетро Метастазио: между трагедией и комедией // Arbor mundi, 2010, № 17. С. 62–80;
  • Il Rinascimento italiano come specchio del nichilismo russo // Rinascimento e antirinascimento. Firenze nella cultura russa fra Otto e Novecento / A cura di L.Tonini. Firenze, Leo S. Olschki, 2012. P. 45–51;
  • Драматургия Сейченто // История литературы Италии. Т. 3. Барокко и Просвещение. М., ИМЛИ РАН, 2012. С. 260–275;
  • Пьетро Метастазио // Там же. С. 42-451;
  • Карло Гольдони // Там же. С. 480–510;
  • Карло Гоцци // Там же. С. 511–535;
  • «Декамерон» в свете исторической поэтики // Arbor mundi, 2014, № 20. С. 133–162;
  • L’unità narrativa nell’Orlando Furioso // Italianistica. Rivista di letteratura italiana. Anno XLIV, n. 1, gennaio- aprile 2015. P. 61–72;
  • М. Л. Гаспаров –  переводчик Ариосто // Вопросы литературы, № 5, сентябрь – октябрь 2015. С. 25–31;
  • Гуревич versus Баткин. Спор двух эпистемологий // Одиссей: человек в истории. 2015. С. 5 – 11;
  • Об одном полуприсутствии в смеховом мире бахтинского «Рабле» // Вопросы литературы, № 6, ноябрь – декабрь 2015. С. 211–218;
  • Пять типов классической комедии // Вопросы литературы, март – апрель 2016, № 2, С. 190–220;
  • Зарубежная литература: что и зачем изучаем? // Труды Отделения историко-филологических наук РАН-2015. М., Наука, 2016. С. 18–22;
  • Сюжетика фарса // Вестник РГГУ. № 6 (15). Серия «История. Филология. Культурология. Востоковедение». Arbor mundi. 2016, № 22. С. 120–135;
  • Бенедетто Кроче // История литературы Италии. Т. 4. Кн. 1. От классицизма к футуризму. М., ИМЛИ РАН, 2016. С. 640–657;
  • Трагикомедии Карло Гольдони // Studia litterarum, том 1, № 3 – 4, 2016. С. 70–81;
  •  Трагикомедия Бомонта и Флетчера // Сад ученых наслаждений. Сборник трудов ИГИТИ к юбилею профессора И. М. Савельевой. М., Изд. дом Высшей школы экономики, 2017. С. 251–259;
  • Трилогия Сухово-Кобылина и поэтика жанровых сдвигов // Вопросы литературы, июль – август 2017, № 4, С. 9–19;
  • Героические комедии Корнеля // Studia litterarum, том 2, № 3, 2017. С. 82–92;
  • Данте – Петрарка – Тассо: топос поэта-изгнанника // Диалог со временем, № 62, 2018. С. 359–365;
  • Драмы Пиранделло в истории жанра // Диалог со временем, № 67, 2019. С. 291–298;
  • Come sono fatte le tragicommedie di Goldoni // Letteratura italiana antica. Rivista annuale di testi e studi. Anno XX. Pisa, Roma, Fabrizio Serra ed., 2019. P. 605–611;
  • Два русских «Декамерона» // Шаги / Steps, Т. 5, № 3. 2019. С. 38–50. 

Учебные пособия:

  • Культура Возрождения // История мировой культуры. Наследие Запада. Античность – Средневековье – Возрождение. Курс лекций. М., РГГУ, 1998. С. 319–411.

Комментированные издания текстов:

  • Литературные манифесты западноевропейских классицистов. М., изд-во Моск. ун-та, 1980 («Университетская библиотека»). Италия (составление). Примечания. С. 501–530;
  • Макиавелли Н. Избранные сочинения. М., Художественная литература, 1982. Послесловия и примечания. С. 453–492;
  • Новеллино. М., Наука, 1984 («Литературные памятники»). Подготовка издания. Примечания. С. 253–317;
  • Ариосто Л. Неистовый Роланд. М., Наука, 1993 («Литературные памятники»). Подготовка издания. Примечания. Т. I. С. 540–570; т. II. С. 481–505. (2-е изд. СПб.: Вита Нова, 2009. Т. 1. С. 590–618; т. 2. С. 599–618; т. 3. С. 546–577);
  • Макьявелли Н. Сочинения исторические и политические. Сочинения художественные. Письма. М., НФ «Пушкинская библиотека» — АСТ, 2004. Составление. Примечания. С. 717–818;
  • Боккаччо Дж. Декамерон. М., Ладомир, 2019 («Литературные памятники»). Подготовка издания. Примечания. Т. III. Кн. 2. С. 837–931.

Предисловия, послесловия:

  • Мир без слов // Камон Ф. Пятое сословие. Жизнь вечная. М., Прогресс, 1977. С. 5–14;
  • «Новеллино» в истории итальянской литературы и европейской новеллы // Новеллино. М., Наука, 1984. С. 219–252;
  • Данте и его творчество // Данте. Божественная Комедия. Ад. М., Художественная литература, 1986. С. 5–18;
  • Ариосто и его поэма // Ариосто Л. Неистовый Роланд. М., Наука, 1993. Т. I. С. 489–537 (2-е изд. СПб.: Вита Нова, 2009. Т. 1. С. 490–555);
  • Дживелегов — историк итальянского Возрождения. Послесловие // Дживелегов А.К. Творцы итальянского Возрождения. М., ТЕРРА – Книжный клуб; Республика, 1998. Т. 2. С. 340–350;
  • Путь Данте // Данте Алигьери. Божественная Комедия. Новая жизнь. М., НФ «Пушкинская библиотека» — АСТ, 2002. С. 5–16;
  • «Божественная Комедия» // Данте Алигьери. Божественная Комедия: В 3 т. СПб., Вита Нова, 2002. Т. 3. С. 274–285 (2-е изд. СПб.: Вита Нова, 2006. Т. 3. С. 267–278);
  • Слово и дело Никколо Макьявелли // Макьявелли Н. Сочинения исторические и политические. Сочинения художественные. Письма. М., НФ «Пушкинская библиотека» — АСТ, 2004. С. 5–18;
  • За кулисами // Гольдони К. Импресарио из Смирны. М., Рудомино, 2009. С. 117–121; Dietro le quinte // Ibid. P. 217–222;
  • Несколько слов о Гаспарове-переводчике // «Двойной венец». Эпос и драма латинского Средневековья в переводах М.Л. Гаспарова. М., РГГУ, 2012. С. 7–17;
  • Открытия «Декамерона» // Боккаччо Дж. Декамерон. М., Ладомир, 2019. Т. III. Кн. 2. С. 591–724.

Переводы:

  • Гинзбург К. Сыр и черви. Картина мира одного мельника, жившего в XVI в. М., РОССПЭН, 2000. С. 29–269;
  • Шатне М. Дю. Жан Батист де Траверсе, министр флота российского. М., Наука, 2003. С. 27–412.

Руководство научными изданиями:

  • История литературы Италии. Т. I. Средние века. М., Наследие, 2000 (гл. редактор издания, отв. редактор тома);
  • Мартурель Ж. Тирант Белый. М., Ладомир («Литературные памятники»), 2005 (отв. редактор);
  • История литературы Италии. Т. 2. Возрождение. Кн. 1. Век гуманизма. М., ИМЛИ РАН, 2007 (гл. редактор издания, отв. редактор тома);
  • История литературы Италии. Т. 2. Возрождение. Кн.2. Чинквеченто. М., ИМЛИ РАН, 2010 (гл. редактор издания, отв. редактор тома);
  • Песнь о крестовом походе против альбигойцев. М., Ладомир («Литературные памятники»), 2011 (отв. редактор);
  • Двойной венец». Эпос и драма латинского Средневековья в переводах М.Л. Гаспарова. М., РГГУ («Библиотека Arbor mundi»), 2012 (составитель);
  • История литературы Италии. Т. 3. Барокко и Просвещение. М., ИМЛИ РАН, 2012 (гл. редактор издания, отв. редактор тома);
  • Савонарола Джироламо. Проповеди на книгу пророка Аггея. М., Наука («Литературные памятники»), 2014 (отв. редактор);
  • Альгаротти Ф. Путешествие в Россию. СПб., Наука («Литературные памятники»), 2014 (отв.редактор);
  • История литературы Италии. Т. 4. Кн. 1. От классицизма к футуризму. М., ИМЛИ РАН, 2016 (гл. редактор издания).

Нашли ошибку?

Сообщение об ошибке