№10, 1972/Обзоры и рецензии

Зрелость реализма

И. Нуруллин, Путь к зрелости. О зарождении и развитии критического реализма в татарской литературе, Татарское книжное изд-во, Казань, 1971, 350 стр.

Монография И. Нуруллина посвящена важной и актуальной проблеме – зарождению и развитию критического реализма в татарской литературе. Как известно, проблема реализма является весьма сложной, и особенно сложна она применительно к опыту восточной литературы.

Актуальность данной темы состоит и в том, что теоретическая разработка проблем критического реализма позволяет выявить истоки татарской советской литературы, во всем объеме не изученные до сих пор. Она выросла непосредственно на почве, возделанной литературой критического реализма, без всестороннего исследования которого трудно претендовать на создание подлинной истории литературы.

Не случайно, что созданию этой книги предшествовало кропотливое изучение И. Нуруллиным истории татарской литературы XX века, в процессе которого и выявилась необходимость разработки новой концепции критического реализма в тюркоязычных литературах.

Композиционная структура монографии построена на основе хронологического принципа, позволяющего проследить закономерность зарождения и этапы развития критического реализма в татарской литературе. Главы начинаются вводными разделами, носящими общетеоретический характер и ставящими важные проблемы критического реализма. История татарской литературы за период с 1890 по 1920 год рассматривается в свете научно-методологических и теоретических достижений советской эстетической мысли последних лет. Причем автор отказался от традиционного и ставшего шаблонным «исторического экскурса» или «академического» обзора, описательно» излагающего все сказанное до него по проблеме реалистического метода. Нельзя не отметить и его полемику с целым рядом трафаретных и вульгарно-социологических догм.

Один из основных тезисов ученого заключается в том, что татарское просветительство и революционная демократия явились идеологическим фундаментом национального критического реализма. Путь просветительства к революционному демократизму в художественном мышлении выражается как путь от просветительского реализма к критическому реализму. Революция 1905 – 1907 годов – основная, обусловливающая и стимулирующая причина этого качественного сдвига в общественной и литературной мысли.

Оправдывает себя, на наш взгляд, и попытка И. Нуруллина уточнить объективные исторические рубежи татарской литературы критического реализма, установив при этом реальное существование вполне сложившегося татарского просветительского реализма, служившего предысторией и почвой для зарождения критического реализма. Особенно плодотворны и оригинальны его наблюдения над факторами, обусловившими своеобразие, характер, пути развития критического реализма, его отличие от метода писателей-просветителей. Именно И. Нуруллину принадлежит теоретическое осмысление и выявление тех качеств, которые отличают метод критических реалистов начала XX века от метода писателей-просветителей конца XIX века в татарской литературе. Такие отличия, идеологического и эстетического порядка, впервые приводятся автором в строгую систему и убеждают нас в том, что «господствующим творческим методом в татарской литературе второй половины XIX века и кануна Первой русской революции был именно просветительский реализм… в его национальном преломлении и не с такими художественными достижениями, какие мы видим у корифеев просветительского реализма Запада и России».

Как видим, критическому реализму в татарской литературе предшествует этап просветительского реализма. Именно в этом русле рассматривает автор роль национальной традиции в становлении нового творческого метода. Это помогает исследователю характеризовать процесс становления татарского критического реализма как своеобразный национальный процесс. Другой немаловажный объективно-исторический фактор «национального становления» реализма – своеобразие общественно-философской мысли и социально-освободительного движения 1905 и 1918 годов. По мнению автора монографии, с годами революционного подъема связано возникновение критического реализма в татарской литературе. Бурное же развитие литературы критического реализма совпадает не с периодом революционного подъема, а с периодом усиления реакции. В годы первой мировой войны исподволь готовятся новые большие сдвиги в литературе. Он справедливо оценивает это время как своего рода мост, «трамплин» от критического реализма к социалистическому реализму.

Хорошо раскрыта в книге связь процесса созревания критического реализма с ростом революционно-демократической мысли. Автор говорит не только о непосредственном воздействии революционной демократии на литературу, но и о «воздействии посредством выработанных ею литературно-эстетических взглядов». Общественную и эстетическую мысль революционных демократов автор считает не единственным, а одним из факторов становления критического реализма, в число которых он включает роль литературных традиций предшествующих эпох, традиций народного творчества, опыта более развитых литератур других народов и т. д. Однако революционно-демократическая мысль играет решающую роль в укреплении критического реализма. Все крупные реалисты татарской литературы XX века – Г. Тукай, Г. Камал, М. Гафури, Г. Ибрагимов, Ш. Камал – были одновременно и крупными революционными демократами Татарин.

В полемике с теми исследователями, которые появление критического реализма ставили в непосредственную зависимость от утверждения капитализма как господствующего строя, И. Нуруллин выдвигает и положение о том, что «критический реализм возникает тогда, когда противоречия существующего общества раскрываются в достаточной степени, и предшествующее развитие литературы, а также уровень человеческих званий дают возможность художественного воплощения внутренней природы и закономерностей этого общества, что в конечном счете ведет к его отрицанию».

Достоинством книги является и то, что автор все время учитывает и влияние субъективных факторов на формирование метода: таланта, индивидуальной общественно-политической и эстетической позиции писателя. Определенное место отводит автор и непосредственно поэтике и эстетике критического реализма.

И. Нуруллин затрагивает еще одну проблему – проблему романтизма в татарской литературе. Литература критического реализма развивалась в тесном взаимодействии с опытом татарских романтиков (Г. Ибрагимов, М. Файзи и др.), преодолевавших некоторые слабые стороны татарского просветительского реализма.

В монографии И. Нуруллина развитие критического реализма в татарской литературе рассматривается в его типологических связях с литературами тюркоязычных народов Советского Востока. Автор обращается к литературам азербайджанской, казахской, узбекской и другим, проливая свет на условия развития реалистического метода во многих тюркоязычных литературах.

Эта новая ценная работа по проблемам реализма в татарской литературе все же заключает в себе и спорные моменты. Автор ставит вопрос о реакционном крыле татарской романтической литературы, но анализ явлений, связанных с этим направлением, но выглядит достаточно глубоким и убедительным. Декадентство, мало изученное до сих пор, представлено упрощенно, схематически… Анализ отдельных произведений, проводимый на многих, страницах книги, норой выглядит самодовлеющим, оторванным от существа поставленных автором проблем.

Книга И. Нуруллина – это первый специальный труд, посвященный непосредственно проблеме критического реализма на материале тюркоязычных литератур народов Советского Востока. Теоретический вклад ее в изучение творческих методов и направлений в этих литературах бесспорен.

г. Баку

Цитировать

Талыбзаде, К. Зрелость реализма / К. Талыбзаде, Я. Караев // Вопросы литературы. - 1972 - №10. - C. 198-200
Копировать