№6, 1966/Коротко о книгах

«Жан-Кристоф» Р. Роллана

И. Дюшен, «Жан-Кристоф» Ромена Роллана, «Массовая историко-литературная библиотека», «Художественная литература», М. 1966, 142 стр.

Небольшая книга И. Дюшена, вышедшая к 100-летию со дня рождения Ромена Роллана, читается с живым интересом. О «Жан-Кристофе» написано немало и у вас и за рубежом. Арагон посвятил ему в 1949 году серию статей; в Польше не так давно вышла книга З. Карчевско-Маркевич о композиции «Жан-Кристофа»; анализом этого романа занимались советские исследователи (Г. Рубцова, Т. Мотылева, А. Чичерин). И. Дюшен написал во многом оригинальную работу. Она вносит новое в наше понимание творчества великого писателя-гуманиста.

Скрупулезный анализ текста, глава за главой, показывает, как развивался – в меняющихся исторических условиях – замысел романа, как сказывалась в отдельных книгах «Жан-Кристофа» эволюция стиля художника. Новым в работе И. Дюшена является анализ «Жан-Кристофа» в сопоставлении и с традициями предшествующего французского романа, и с западной прозой – отчасти и музыкой, поэзией – XX века.

Автор «Жан-Кристофа» противопоставил позитивистскому, натуралистическому взгляду на человека как на существо, целиком зависимое от среды, свою концепцию жизни-подвига, жизни-дерзания. Роллановский герой вышел из повиновения тлетворной среде, нашел в себе силы противостоять ей, оказался выразителем воли и сознания многих мыслящих, духовно стойких людей Европы. В его поисках и бунте по-своему отозвались смутные стремления народных масс, в которых еще до первой мировой войны росло недовольство клонившимся к закату буржуазным обществом.

И. Дюшен сопоставляет мятежника Кристофа с одним из его литературных предшественников – ибсеновским доктором Стокманом, с одним из его жизненных прототипов – Шарлем Пеги. Роллана объединял с Пеги протест против лжи и жестокости буржуазного мира, против двоедушия и компромиссов в искусстве.

Цитировать

Тейтельбаум, Ф. «Жан-Кристоф» Р. Роллана / Ф. Тейтельбаум // Вопросы литературы. - 1966 - №6. - C. 224-226
Копировать