№10, 1960/От редакции

Заметки из дневника Геидо Пьовене. Перевод Ц. Кин

Известный итальянский писатель Гвидо Пьовене активно борется за дружбу и сотрудничество творческой интеллигенции Запада и Востока. Недавно Пьовене совершил длительную поездку по нашей стране и теперь пишет книгу о Советском Союзе. В своих статьях и публичных выступлениях Пьовене решительно осуждает литературу декаданса, разобщающую людей, и защищает «классическое искусство», в центре которого – человек, цельный характер. Мы публикуем с незначительными сокращениями отрывки из дневника Льовене, напечатанные в первом номере журнала «Литературная Европа» 1. Несмотря на фрагментарный характер этих заметок, они дают представление о взглядах писателя, пользующегося большим авторитетом в литературных кругах Италии.

* *

…Перелистываю страницы «Альманаха Бомпиани» 2, который в порядке последовательности представляет нам десятки авангардистских течений XX века. Смиримся перед лицом очевидности и примем всю эту скуку, бесплодие, бесконечные повторения, нескончаемые нелепицы. Есть много восхитительных вещей, но они вызывают представление о химических элементах, которые, когда их соединяют, обесцвечивают и взаимно уничтожают друг друга. Надо сопоставлять этих художников между собой. Общая картина удручающая: несмотря на кажущееся разнообразие тенденций, лишь очень немногие из них имеют ярко «выраженные отличительные признаки.

Сейчас опять начинают выдвигать в качестве антитезы «литературу разума». У меня нет никаких возражений против этой формулы, только бы она не имела в виду «рационалистическую», то есть очень ограниченную, литературу. И только бы не возникли опять старые противоречия – например, между классицизмом и романтизмом, между рассудком и сердцем и т. д. Противоречие, которое вырисовывается сегодня, носит совершенно иной характер. Это противоречие между классическим и декадентским, но необходимо точно определить, чтд в литературе является декадентским и какое значение может приобрести сегодня слово «классицизм».

Декадентство всегда было антиобщественным движением, основанным на отрицании – рассудочном или идущем от чувства – общности людей как чего-то, определенного самой природой. В основе всякого декадентского искусства лежит отрицание человечества как целого; признаки этого искусства – одиночество, отчужденность, конфликт. Но сейчас мы часто сталкиваемся с современной разновидностью декадентства. Оно испытывает на себе влияние «социального», пытается оказаться a la page3, объединить одиночество и общественный инстинкт (Сартр). Между замкнутыми цитаделями, между монадой и монадой могут открыться какие-то окошки, возникнуть контакты, образоваться мостики; можно общаться и частично ассимилироваться… Таким путем приходят к чувству человечности, которое может быть взволнованным, экзальтированным, даже самозабвенным и лихорадочным, – но все равно ему не удается избавиться от своего первородного греха. Это чувство интеллектуальное, критическое, волюнтаристское; и искусство, которое его выражает, интеллектуально, критично, проблематично.

  1. »L’Europa lettearia», Roma, 1960, N 1. []
  2. Итальянское издательство Бомпиани регулярно выпускает свой литературно-художественный альманах. В последнем номере помещены проблемные и обзорные статьи о различных модернистских течениях XX века.[]
  3. Современным (франц.).[]

Цитировать

Пьовене, Г. Заметки из дневника Геидо Пьовене. Перевод Ц. Кин / Г. Пьовене // Вопросы литературы. - 1960 - №10. - C. 140-143
Копировать