№12, 1974/Хроника

«За читающий народ»

Несколько лет тому назад по инициативе Союза писателей Венгрии в стране развернулось движение «За читающий народ». О задачах этого движения, формах его рассказывает в своей статье Золтан Фабиан.

Невозможно представить себе литературную жизнь страны, не зная деятельности газет, журналов, издательств, их общественного лица, той роли, которую они играют в формировании духовного мира современника.

«У литературной карты Венгрии» – так называется раздел, материалы которого и призваны расширить наше представление об этой стороне жизни венгерского общества.

В заключение раздела «События – информация, хроника» публикуется выступление М. Рев о тех новых книгах советских авторов, что получили венгерские читатели за последние годы.

Пять лет назад Союз венгерских писателей, проделав предварительно большую подготовительную работу, выступил с инициативой организации движения «За читающий народ». Призыв писателей нашел всюду в стране широкий отклик. Движение быстро набрало силу, было выработано – или возникло стихийно – множество интересных форм пропаганды книги.

Теперь, по прошествии пяти лет, можно, оценивая накопленный опыт, с уверенностью сказать, что задачи начального периода движение выполнило. Самое главное – оно стало очень широким, массовым, активно воздействующим на всю систему связей, соединяющих творцов книг с их читателями.

А ведь начало было нелегким. Был и скепсис по отношению к перспективам нового начинания, были и трудности чисто практического характера. Сейчас и то и другое во многом уже преодолено. Но прежде – о целях, которые движение перед собой поставило.

В апреле 1969 года, когда праздновалась годовщина создания социалистических общедоступных библиотек, в одном маленьком селе области Фейер – Мезесентдьерде, где после освобождения страны была организована первая такая библиотека, прозвучал призыв, с которым инициаторы движения обратились к венгерской общественности: «Мы обращаемся к работникам литературы, к писателям и библиотекарям, к воспитателям, агитаторам, к читателям, ко всем тем, кому дорого просвещение венгерского народа. Необходимо объединить наши усилия для важного дела.

Мы не раз говорили и говорим, что венгры стали «читающим народом». Говорим это с уверенностью, потому что в подтверждение можем привести многочисленные факты. Издательское дело в нашей стране растет на глазах; произведения наших классиков за последние двадцать лет вышли тиражами, перевалившими за миллион, сеть библиотек охватила всю страну от сел до заводских предприятий, и число читателей библиотек умножается. Все это закономерные итоги осуществленной у нас культурной революции.

Однако нельзя просто констатировать, что мы уже являемся «читающим народом», и на этом успокоиться. Перед нами стоят новые большие задачи, и чтобы их решить, нужно трезво оценить сегодняшнее положение дел.

В последнее время у нас начали проводить социологические обследования читателей, и итоги этих обследований не могли не навести на серьезные размышления. Согласно различным опросам только четвертая часть взрослого населения страны, включая сюда школьников, читает регулярно; есть еще небольшая группа, которая читает нерегулярно, от случая к случаю; большинство же, а именно половина взрослого населения, вообще не читает.

Эти данные должны побудить к безотлагательным и решительным действиям всех тех, кому дороги судьбы нашей литературы и культуры. Мы вступили в такой период общественного развития, когда стоящие перед страной большие задачи не только подразумевают, что венгерский народ действительно является «читающим народом», но и едва ли разрешимы, если это на самом деле не так».

Призыв подписали выдающиеся деятели венгерской культуры – писатели, ученые, художники, те, чьи имена пользуются всеобщим уважением. Ими двигало чувство ответственности перед народом, забота о приумножении наших культурных и духовных традиций.

Обращение вызвало много дискуссий. Некоторые участники этих дискуссий находили начинание беспочвенным и ненужным. Их доводы было нетрудно опровергнуть, но побудительные причины их противодействия можно понять. Мы по опыту знаем, что всякое общественное дело должно быть хорошо подготовлено с практической стороны, а движение «За читающий народ» поначалу не имело никакой материальной основы, и поэтому, считали скептики, прекрасные побуждения грозили обернуться полной эфемерностью. Кроме того, в призыве инициаторов движения не содержалось как будто ничего нового – все то же самое годами твердили библиотекари и педагоги.

Во всяком случае, пока шли споры вокруг обращения, накапливалась необходимая информация – выявлялись проблемы, ждущие решения, недостатки, которые предстояло ликвидировать. Общественное мнение страны по-новому оценивало положение в книжном деле, убеждаясь, что сделать предстоит очень и очень много.

Поначалу казалось, что движение преследует только одну цель: побудить к чтению, приобщить к книге тысячи венгров, прежде почти не читавших. Но задачи были поставлены более широкие. Мы прекрасно понимаем, что привить человеку культуру нельзя, отождествляя этот процесс по его сути, скажем, с прививкой оспы. Количество читаемых книг совсем не самое главное. Движение добивалось того, чтобы как можно больше людей ощутили внутреннюю необходимость в книге, чтобы эта потребность стала каждодневной. Тогда и к выбору книг читатель будет подходить более требовательно, с ростом духовных запросов вырастет и художественный вкус. Иными словами, целью движения было – стимулировать органичное развитие личности, помочь человеку ощутить и раскрыть свой духовный потенциал.

Последняя задача была, конечно, и самой главной, и наиболее трудной. Участники движения подчинили ей всю свою работу.

Движение «За читающий народ» с самого начала стало составной частью широкого общественного движения, преследующего цель резко повысить культурный уровень современника, обеспечив необходимые условия для дальнейшего всестороннего развития социалистического общества. Наше движение исходило из нескольких принципов, на которых нужно остановиться.

Первый, который сформулировали руководители движения – Координационный комитет и Союз писателей, – состоял в том, что движение – не кампания, что оно рассчитано на много лет и должно опираться на систему мероприятий, осуществляемых последовательно и путем кропотливой работы. Потребуется немало лет, чтобы венгерский народ действительно стал читающим народом. При этом мы понимаем, что какие-то различия в культурных запросах все равно сохранятся – десятимиллионная нация не станет каким-то монолитным читателем, интересующимся лишь всем самым лучшим. Однако в наших силах научить большинство людей не просто читать, но относиться к книге как к предмету первой необходимости, размышлять над прочитанными произведениями, черпать из них все то, что обогащает духовный мир.

Приходится признать, что эта открыто сформулированная установка руководства движения поначалу не вызвала у многих его участников энтузиазма. Мы привыкли к директивам и думали, что и здесь нужно будет просто выполнять полученные задания и докладывать о результатах.

Но постепенно работники поддерживавших движение культурных учреждений и политических организаций осознали, что задачи перед ними стоят иные, что готовых директив здесь ждать не приходится и методы работы нужно искать самостоятельно. Эта самостоятельность методов, призыв к широкой инициативе всех, кто участвовал в движении «За читающий народ», были провозглашены уже в обращении инициаторов: «Мы просим помощи в той работе, которая продлится десятилетия. Пусть каждый найдет себе задачу и стремится решить ее. Несомненно, таким путем будут выявлены плодотворные методы; важно, чтобы все найденное становилось общим достоянием в нашей работе, направленной на приумножение культуры народа».

Цитировать

Фабиан, З. «За читающий народ» / З. Фабиан // Вопросы литературы. - 1974 - №12. - C. 329-336
Копировать