Воспоминания Ван Вик Брукса
Van Wyck Brooks, Days of the Phoenix. The Nineteen twenties I remember, London, Dent and sons, 1957, 193 p.
Ван Вик Брукс – видный представитель того уже почти сошедшего со сцены поколения в американской литературе, которое получило известность под именем «людей 20-х годов» и числило в своих рядах Синклера Льюиса, Шервуда Андерсона, Юджина О’Нила и других выдающихся литературных деятелей. Ван Вик Брукс – не беллетрист. Он историк литературы и критик. Его участие в движении «людей 20-х годов» выразилось в двух книгах, которые имели по преимуществу историко-литературный характер, хотя и касались писателей, умерших не так давно. Это были «Испытание Марка Твена» (1920) и «Паломничество Генри Джеймса» (1925). Общее достоинство этих работ (в особенности первой из них), сделавшее их родом манифеста для всего движения «людей 20-х годов», заключалось в резкой критике грубо утилитарного характера американской буржуазной культуры, ее враждебности как художественному творчеству, так и всякой духовной деятельности, независимой, от денежного мешка.
Следует заметить, что хотя эти критические мотивы сохраняют значение и в последующей литературной деятельности Ван Вик Брукса, в особенности в его публицистике, с течением времени они теряют свой резко обличительный характер. Уже в книге об Эмерсоне, вышедшей в 1927 году, Ван Вик Брукс пересматривает свои прежние позиции как чрезмерно «негативистские». Начатая в 30-х годах и законченная лишь недавно, историко-литературная пенталогия Ван Вик Брукса, охватывающая развитие американской литературы с начала XIX века и до кануна первой мировой войны («Расцвет Новой Англии», 1936, «Бабье лето Новой Англии», 1940; «Мир Вашингтона Ирвинга», 1944; «Времена Мельвиля и Уитмена», 1947, и «Годы доверия», 1952) далека от принципов, которые он отстаивал в 20-х годах. При характерных методологических недостатках «Испытания Марка Твена» (в первую очередь связанных с увлечением автора фрейдистской психологией) социологическая основа этой книги оказалась настолько крепкой, что обеспечила ей прочное место в американской критике и в основной твеновской литературе, невзирая на неоднократные нападки справа. Что касается историко-литературного цикла, широко расхваленного в американской прессе за эрудицию и повествовательное мастерство автора, то, собственно, этими названными чертами и ограничиваются его достоинства. Методологически он не выходит за пределы несколько модернизированной историко-культурной школы. Критический анализ буржуазной американской культуры сведен к минимуму. Талант живописания и особое артистическое умение воссоздать «атмосферу» описываемых событий составляют неотъемлемые черты историко-литературной прозы Ван Вик Брукса, однако даже изяшнейшие из этих виньеток много проигрывают, на вкус серьезного ценителя, в сравнении с резким и содержательным рисунком его книг 20-х годов.
Не приходится сомневаться, что эта эволюция Ван Вик Брукса связана с общим кризисом, который пережило «поколение20-х годов». Яркий сначала протест радикальной, гуманистической интеллигенции против грубого господства капитала в духовной жизни страны оказался не связанным с передовым общественным движением в США, с революционной социалистической критикой американского капитализма в целом и свелся постепенно к либерализму характерного американского толка. Такой исход движения не должен мешать, разумеется, справедливой оценке тех действительных достижений, какие имели «люди 20-х годов» в свой наступательный период, лучших романов Синклера Льюиса, лучших новелл Шервуда Андерсона, лучших литературно-критических работ Ван Вик Брукса.
«В дни феникса» – второй том воспоминаний Ван Вик Брукса (первый том он посвятил своему детству и юности). Этот второй том захватывает наиболее важный период деятельности Ван Вик Брукса. К нему относится издание журнала «Семь искусств» («Seven Arts») в 1916 – 1917 годах, в котором группа «литературных радикалов» призывала американских писателей поднять художественный и моральный авторитет американской литературы, и далее работа над книгами о Твене и Генри Джеймсе. К сожалению, воспоминания столь видного деятеля новейшей американской литературы не содержат ни широкой картины литературного движения этих лет, в центре которого Ван Вик Брукс находился, ни систематической характеристики общественных и литературных взглядов самого автора и его окружения. Книга имеет подзаголовок: «Рассказ о моей жизни, моей работе и моих друзьях» – и носит подчеркнуто камерный характер. Зарисовки отдельных моментов в литературной деятельности автора, которые он считает особо важными, перемежаются с главами узко автобиографического содержания.
Хотите продолжить чтение? Подпишитесь на полный доступ к архиву.