Воспитание литературой
Может быть, я пристрастен, но мне кажется, что естественней всего, когда властителем дум в средней школе является преподаватель литературы.
В наши дни из всех видов знаний особых успехов добилась физика. Любовь и внимание школьников переместились в сторону точных наук. При всем моем глубочайшем уважении к ним, я думаю, что этим нарушено известное равновесие. Хорошо бы его восстановить. Тем более что перекос этот возник не столько по причине блестящих успехов физики, сколько из-за чрезвычайно низкого уровня преподавания литературы.
Последствия этого низкого уровня гораздо глубже, чем мы порой представляем себе. Я имею в виду последствия нравственные, ибо литература призвана помогать формированию морального облика молодых людей.
В связи с этим мне хотелось бы рассказать два случая, которые произошли в одной из ленинградских школ.
На выпускном экзамене в десятом классе были предложены три темы для сочинения. Одной из тем была: «Почему я люблю и ценю Маяковского?»
Обходя ряды парт, после того как ребята уже начали писать, учительница заметила, что Виктор Р. выбрал для своего сочинения тему о Маяковском. Учительнице было отлично известно, что Виктор не любит стихов Маяковского. Наклонившись к юноше, который еще только-только начал писать свой черновик, учительница тихо спросила его:
– Зачем же ты выбрал эту тему? Тебе ведь не нравится Маяковский.
– Не волнуйтесь, Анна Семеновна, – успокоил ее шепотом молодой человек. – Все будет аккуратно.
И действительно, его сочинение было настолько «аккуратно» написано, что оказалось лучшим в классе.
Прежде чем делать какие-нибудь обобщения, я приведу второй случай из школьной экзаменационной практики. Один из десятиклассников написал в своем сочинении, что он лично не любит стихов Маяковского. Было совершенно очевидно из того, как он это написал, что юноша высказал свое мнение не из глупого фрондерства или кокетства; он перечислил в сочинении и процитировал других хороших советских поэтов, стихи которых ему нравятся. Он даже попытался обосновать, почему приведенные им строчки ему больше по душе, нежели строчки Маяковского. Возражения его были несколько наивны, но искренни и абсолютно грамотно изложены.
Прочитав его сочинение, молодая учительница испугалась. Она испугалась не за себя, а за десятиклассника.
Вызвав его в коридор, она сказала:
– Ты понимаешь, что за это сочинение я должна поставить тебе двойку?
– Не понимаю, – ответил парень.
– В общем, дело твое, – сказала учительница и, оглянувшись, сунула ему в руки тетрадь с его сочинением. – У тебя есть время до завтра. Завтра на последнем уроке я буду возвращать проверенные тетради всему классу.
В тот же вечер парень переписал дома свое сочинение заново. Теперь там было написано, что он очень любит и ценит Маяковского.
Тетрадь он отдал учительнице в срок.
Хотите продолжить чтение? Подпишитесь на полный доступ к архиву.