№12, 1974/Жизнь. Искусство. Критика

Вглядываясь в облик страны

Речь пойдет о серии под названием «Открытие Венгрии», издаваемой будапештским издательством «Сепиродалми киадо». Первый том вышел в свет в 1970 году, а теперь эта серия насчитывает уже более десяти книг. Их жанр определяют как «социографический очерк».

У читателя, вероятно, сразу же возникнут вопросы. Начнем с названия серии – «Открытие Венгрии». А что, собственно, можно открыть в наше время в небольшой стране Центральной Европы? Я уже воспользовался термином «социографический очерк», а что такое социография? Существует ли такой жанр? Если да, то литературный ли это жанр? Может быть, скорее научный? Или речь идет о публицистике с научным, конкретнее, социологическим уклоном?

Чтобы яснее представить себе характер книг серии «Открытие Венгрии», посмотрим, кто их авторы.

Габор Мочар, Домокош Варга, Дьердь Молдова, Антал Вег, Дюла Фекете, Булчу Берта. Все они – известные писатели, давно и успешно работающие в разных жанрах прозы. Стало быть, перед нами все-таки вид художественной литературы? Однако другие книги серии созданы авторами, которые не имеют писательского опыта. Одну из них подготовил социолог Ференц Эрдеи, долгие годы бывший академиком-секретарем Венгерской Академии наук, другие написаны социологами и эссеистами Ференцем Кунсабо, Тибором Замом, Иштваном Лазаром. Так, значит, социография – это какая-то особая наука?

Довольно вопросов. Сначала коротко о самой социографии.

Под социографией принято понимать один из вспомогательных отделов социологии. Социография – это эмпирические описания, картинки общества, которые требуют дальнейшей теоретической разработки.

У нас с термином «социография» связано и другое содержание. В 30-х годах в нашей стране развернулось прогрессивное движение, представители которого (по крайней мере их лучшая часть) вместе с находившейся тогда на нелегальном положении Коммунистической партией выступали против правящей верхушки помещиков и крупных капиталистов. Писатели, представители этого движения, создали целый ряд обладающих немалой художественной ценностью картин жизни общества – социографических очерков, в которых вскрывалась нищета народа и пороки режима хортистской Венгрии. Мы стараемся применить к познанию сегодняшней – совершенно иной, социалистической – действительности накопленный ими опыт художественно-документального анализа. Социография – это старый, но время от времени возрождающийся литературный жанр. Традиция 30-х годов не вдруг возродилась в серии «Открытие Венгрии». Сходные попытки предпринимались в первые послевоенные годы, а затем снова – в начале 60-х.

Среди социографических произведений – и тогдашних и нынешних – были и есть такие, которые не могут считаться художественной литературой; их авторы и не стремились к этому. Но имеются и другие книги, по мастерству композиции, стилю, искусной лепке характеров, несомненно, не уступающие традиционной прозе. Такие произведения органично входят в широкий поток документальной прозы – это содержательные репортажи, в которых личное присутствие, реакция, чувства, мысли, оценки писателя часто составляют организующий центр и т. п. Нет нужды подробно говорить об особых художественных законах этой литературы; об этом немало написано в СССР – сошлюсь хотя бы на работы В. Канторовича.

Если же характеризовать жанр книг нашей серии, нужно говорить о разновидности документальной литературы. Именно на стыке художественной литературы, научно-популярного очерка и публицистики и видятся нам жанровые особенности социографии. В ней пробуют свои силы и опытные писатели, и социологи, и люди, прежде вообще никогда не бравшиеся за перо. У документалистики свои еще не до конца понятые законы; здесь нельзя не экспериментировать. И вот романист Дюла Фекете издает объемистый том писем разных людей, отобранных из папки редакционной почты одного еженедельника, определенным образом сгруппированных и прокомментированных в статье самого Фекете. А Ференц Эрдеи строит свою книгу как воспоминания о пережитом. И та и другая книга вполне отвечают задачам серии.

Вполне отвечает им и работа Шандора Ласло Бенчика: он в течение многих лет трудился на заводе в бригаде, занимавшейся упаковкой экспортной продукции, и описал эту бригаду, своих товарищей, трудовой процесс, взаимоотношения людей на предприятиях, их семейную жизнь, их отдых. Эта книга – она называется «История глядя снизу» – интересна и профессиональным социологам, и очень широким кругам читателей.

Мы не связываем авторов серии жесткими жанровыми канонами. Нам важно, чтобы их книги действительно помогали новому «открытию» страны. Ну, а что мы хотим «открыть»?

Понятно, что небольшое пространство между Дунаем и Тисой давно уже изучено географами вдоль и поперек. Никто не собирается сегодня всерьез искать на географической карте Венгрии «белые пятна». Но вот если говорить о внутренних ресурсах страны, то здесь «белые пятна», конечно, имеются. И первый том нашей серии это доказал. В нем речь шла об альфельдской нефти. В нашей стране активно ведется разведка геологических богатств. Лет десять назад в южной части Альфельда нашли нефть и начали ее добычу. Об этом в своей книге пишет Габор Мочар; но, разумеется, не только об этом. Читатель найдет здесь подробный рассказ об истории поисков венгерской нефти и природного газа. Габор Мочар говорит о том, как помогали нам в этом деле советские специалисты, как складывались новые отношения между людьми, осваивавшими нефтяные и газовые месторождения, о трудностях и успехах в решении этой очень важной для Венгрии задачи – создании собственной энергетической базы. Автора, конечно, больше всего интересуют те нравственные и психологические последствия, какие повлекло за собой стремительное преобразование заброшенного крестьянского края в промышленный район, происшедшее за несколько лет.

Цитировать

Гондош, Э. Вглядываясь в облик страны / Э. Гондош // Вопросы литературы. - 1974 - №12. - C. 63-73
Копировать