«Вечно вчерашние» – сегодня
И. М. Фрадкин, Реставраторы орла и свастики. О неофашистской литературе в ФРГ, «Наука», М. 1971, 135 стр.
«Герои» новой книги И. Фрадкина не имеют ничего общего с серьезной литературой. Словно в музейной витрине, выставлены перед нами напоказ литературные окаменелости фашистской словесности, один экземпляр диковинней другого. Вот «несгибаемый ветеран» Ганс Гримм, автор нашумевшего в 20-е годы романа «Народ без пространства» (знакомая формула – не правда ли?), признанный лидер официозной литературы Третьего рейха, активнейший участник всех неофашистских политических кампаний первой послевоенной поры. А вот Эдвин Эрих Двингер, создатель уникальных и бредовых фантазий на антисоветские темы, услужливый «летописец» бесславных походов гитлеровской армии, неутомимый борец за восстановление чести поруганного фашистского оружия. Вильгельм Плейер, истерически выкрикивающий антиславянские нацистские лозунги. Вторящие ему аккомпанементом площадных ругательств по адресу тех же славян Бруно Брем и Эрнст Франк. Курт Цизель, известный литературный скандалист, вынесший из своей бурной деятельности в фашистской прессе непревзойденное умение пользоваться самыми грязными и подлыми приемами бульварной журналистики.
Рассматривая литературные портреты, написанные автором колоритно, с пафосом публициста и даже сатирика, то и дело испытываешь изумление: неужели эти люди существуют в наши дни? Их имена не встретишь на страницах авторитетных газет и литературно-критических журналов, их злобные выступления в реакционной прессе презрительно игнорирует большая часть западногерманской интеллигенции, а если и случаются отклики на их сочинения, то пренебрежительно-недоуменные интонации рецензентов не оставляют никаких сомнений: перед нами низкопробная, убогая литература «вечно вчерашних».
Хотите продолжить чтение? Подпишитесь на полный доступ к архиву.