В согласии с природой предмета
Юрий Борев, Эстетика, Политиздат, М. 1969, 350 стр.
За последние годы у нас издано » значительное количество книг по эстетике. Но большинство из них либо посвящено истории эстетических учении, либо рассматривает отдельные вопросы теории искусства. Работ же общего плана крайне мало. Поэтому «Эстетика» Ю. Борева в одинаковой мере привлекла к себе внимание специалистов и широкого круга читателей.
В этой книге нет абстрактных, голословных теоретических выкладок. Ю. Борев развивает теоретическую мысль, так сказать, «в форме факта». На основе анализа конкретных явлений искусства он ведет рассказ об эстетических категориях и законах.
Эрудиция автора, оперирующего обширным фактическим материалом, позволяет ему свободно ориентироваться в сложных проблемах развития художественной культуры. Исследователь с равным мастерством использует в своих выводах примеры из древнегреческой драматургии и современного искусства, из практики зарубежной театральной жизни и советской литературы.
Перед нами обстоятельный труд, который позволяет читателю составить целостное представление об эстетике, вводит его в круг проблем, характеризующих современное ее состояние. Читатель найдет здесь и интересную попытку решения трудных и спорных вопросов, и обобщение новейших достижений мировой эстетической мысли.
Задачи работы обусловили ее оригинальное композиционное строение! Каждый новый раздел книги как бы в новом ракурсе дает определение эстетики, которая, таким образом выступает то как наука о художеств венном освоении мира, то как система и классификация видов искусства», то как система категорий.
В большинстве работ по эстетике категории последней ограничиваются прекрасным, трагическим и комическим. Ю. Борев включает в главу «Эстетика – система категорий» и возвышенное, низменное, безобразное, ужасное, целостность и разорванность. Заканчивается глава подразделом «Важнейшие эстетические понятия и их взаимоотношения с категориями».
Хотите продолжить чтение? Подпишитесь на полный доступ к архиву.