В поисках реализма (Проблема творческого метода в Китае)
Новое отношение к действительности – вот то главное, что принципиально отличает лучшие произведения последних четырех лет КНР от литературы и искусства не только предыдущего мрачного периода «культурной революции», но практически всех лет существования КНР. Искусство, которому надлежит устойчиво покоиться на двух китах – правдивости и тенденциозности, – раньше, абсолютно подчиняясь маоистской идеологической доктрине, балансировало преимущественно, за редчайшими исключениями, на одной лишь тенденциозности, не столько отражая жизнь, сколько иллюстрируя нормативы, показывая даже не объективные возможности развития, а субъективные теоретические установки, долженствовавшие определять это развитие. Уровень обнаженности тенденциозной мысли в разных произведениях и в разные периоды был различным, но в целом деятели искусств, формулируя свое творческое кредо, жестко исходили из установки Мао Цзэдуна, настаивавшего, что искусство должно быть «выше», «концентрированнее», «идеальнее» действительности.
Этот тезис до сих пор не сдан в архив, однако уже не имеет былого абсолютного, всеподавляющего значения и стал предметом дискуссий в стране. Формула «из жизни, но выше, чем жизнь», воплощавшая маоцзэдуновскую установку в период «культурной революции», ныне отвергнута как лишающая искусство признаков жизненности.
Даже сторонники «возвышения», продолжающие ссылаться на яньаньские выступления Мао (1942 год) как высший аргумент, вынуждены несколько иначе трактовать их, пытаясь связать «возвышение» с правдивым отражением и «объективными законами исторического развития», которым-де «возвышение» обязано соответствовать, «научно предвидя»»реальный ход» истории1.
- «Хунци», 1980, N 4, с. 47. (Здесь и далее, кроме особо оговоренных случаев, цитируются источники на китайском языке.)[↩]
Хотите продолжить чтение? Подпишитесь на полный доступ к архиву.
Статья в PDF
Полный текст статьи в формате PDF доступен в составе номера №4, 1982