В. П. Наумов. Повседневная жизнь Петра и его сподвижников
В. П. Наумов. Повседневная жизнь Петра и его сподвижников. М.: Молодая гвардия, 2010. 443 с.
В научно-популярной литературе с некоторых пор наметилась тенденция представлять ту или иную эпоху, делая акцент не на знаковые «переломные» события, а на «исподнюю» истории, близкую и знакомую нам бытовую жизнь. Именно такой акцент выдерживает рецензируемое издание.
Первопроходцем в жанре «истории повседневности» по праву считается Юрий Михайлович Лотман с его книгой «Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (XVIII — начало XIX века)». И он, разумеется, не был первым. Тем не менее, возможность взглянуть на прошлое с точки зрения обыденной, повседневной жизни по-прежнему воспринимается как новшество. Дело в том, что в советские годы бытовой аспект истории находился под негласным табу, и факты повседневной жизни оседали в неподъемных талмудах и ветхих монографиях. В результате история превращалась в сухую абстракцию, состоящую из дат и имен.
Мой первый взгляд на книгу В. Наумова был скептическим. Смущала тема: Петр Великий? Что еще можно сказать об этом человеке? Кажется, одна только библиография, посвященная Петру I, может составить фонд не одной публичной библиотеки, в которой будет представлена литература на любой вкус: научная, научно-популярная, художественная. Есть ли необходимость в существовании подобного дайджеста и чтó читатель может выудить из него, кроме пары-тройки исторических анекдотов?
Тем не менее при ближайшем знакомстве мои сомнения по большей части рассеялись. Внешне книга вполне располагает к себе. Скромный объем, привлекательная обложка, заманчивая аннотация. Автор как бы расставляет все точки над «i» — книга рассчитана на широкую аудиторию и не отберет у читателя слишком много времени.
В целом труд Наумова имеет вид некоего мозаичного панно, составленного из свидетельств и фактов. Каждая глава посвящена какой-либо стороне жизни петровского двора, внутри главы разбиты на различные аспекты этой жизни, которые излагаются в логической последовательности от наиболее значимых событий и персоналий к менее заметным. Поэтому самые интересные подробности ожидают читателя обычно ближе к концу главы, что создает в процессе чтения определенную интригу. Безусловно, это книга для нескучного чтения. Материал подается «порционно» — создается ощущение, что каждая порция тщательно выверена. Каждый эпизод в отдельности может заинтересовать, развлечь читателя и при этом не успевает надоесть.
Одна из важных задач книги — плавное и ненавязчивое погружение в атмосферу исторической эпохи. Используя материалы из наукоемких исторических изданий, автор излагает их в популярной форме. Попадаются и факты, знакомые со школьной скамьи. Они послужат читателю ориентирами.
Книга позволяет оценить, как изменилась обыденная жизнь, какие преобразования насаждались сверху. Стиль одежды, гендерные отношения, придворный этикет — все изменилось до неузнаваемости. В качестве примера Наумов приводит заметку секретаря австрийского посольства Иоганна Корба об изменении придворных порядков: «Прежние цари, — подчеркивает австрийский дипломат, — строже наблюдали дворские обычаи: они, никого не допуская к своему столу, одни обедали, и только для изъявления особенной милости некоторым боярам обыкновенно посылали им некоторые кушанья со своего стола. Но нынешний царь считает немалой обидой для царей лишать их приятности общества с частными людьми. Он говорит: «С какой стати одних только царей подчинять варварскому, бесчеловечному закону: ни с кем не быть в сношениях!» Поэтому, часто отступая от правил гордости, царь обедает не один, но кушает и беседует со своими советниками, с немецкими офицерами, с купцами и даже с посланниками иностранных государей» (с. 217-218).
Автор явно отдает себе отчет, на каких моментах стоит заострять внимание. Любопытный читатель найдет в книге достаточно интимные подробности жизни русского монарха, — чего стоит звучный заголовок «Метрессы и подруги на час». Любители пикантных деталей, впрочем, будут разочарованы — ведь, как сразу предупреждает автор, «вопреки мнению Казимира Валишевского и ряда других исторических публицистов, Петр I не имел ни гиперпотенции, ни склонности к гомосексуализму. Он был нормальным, полноценным мужчиной, правда, не ограничивающим себя рамками супружеской верности, но и не проявляющим каких-либо признаков сексуальной распущенности или извращений» (с. 354).
Другое дело — алкоголизм царя. Сложно оценить, насколько показателен для отечественной истории и культуры феномен петровского пьянства. Страсть к выпивке породила в окружении Петра целый неформальный институт «Всепьянейшего и всешутейшего собора», со своим протоколом и своей существенной ролью в жизни государства (вопросы исторической важности часто решались в дружеской обстановке во время непрекращающейся попойки). Жизнь «собора» описана достаточно подробно: «Первейшей заповедью членов собора было ежедневно напиваться и не ложиться спать трезвыми. У собора, целью которого было «славить Бахуса питием непомерным», были свой порядок «пьянодействия», «служения Бахусу и честнаго обхождения с крепкими напитками», свои облачения, молитвы и песнопения. Трезвых «грешников» отлучали от всех кабаков в государстве» (с. 238).
Еще в предисловии автор подчеркивает парадоксальность петровской России. Примеры российской эклектики мы находим в каждой главе, в каждой персоналии. Окружение Петра — шуты и палачи одновременно: князь-папа, Н. Зотов, князь Ромодановский — не то цепной пес, не то серый кардинал — человек обличьем «монстры», со своими дрессированными медведями и пыточными застенками. Очень сильное впечатление оставляет описание похорон «короля самоедского», — придворного шута Вимени: «Петр I, князь А. Д. Меншиков, генерал-адмирал Ф. М. Апраксин <…> и другие важные лица, одетые в черные плащи, провожали покойного, сидя на самоедских санях, запряженных северными оленями и с самоедами на запяках. Покойник был отвезен в католический храм в Немецкой слободе, где его отпевал иезуит» (с. 231-232).
Великое посольство Петра — наиболее знаковое событие из описанных в книге. Недаром ему отведен достаточно большой объем, и дальше по тексту автор неоднократно к нему обращается. Однако и здесь автор уделяет почти все внимание вопросам насущным — постоялые дворы, дорожные заметки, неформальные беседы и визиты. Насколько важно представить это событие в таком свете? Великое посольство стало первым опытом обширного культурного диалога как для России, так и для Запада. Какой Европа видела Россию? Не последнюю роль здесь сыграл петровский эпатаж. Бесцеремонность царя, его демонстративное пренебрежение к европейскому гостеприимству, к роскоши произвело среди просвещенных современников настоящий культурный шок. Свою лепту внесли неумеренность и грубые нравы русского двора. Автор живописует поездку во всех подробностях: «Когда Джон Эвелинн приехал в свой дом после трехмесячного пребывания в нем царя и его свиты, он был сражен: окна и двери были выбиты и сожжены, обои ободраны или испачканы, дорогие паркетные доски выломаны, художественные полотна пробиты пулями: каждый нарисованный персонаж служил мишенью; грядки в саду были вытоптаны, будто здесь расквартирован целый полк» (с. 49).
После этого первого знакомства в мировом сообществе окончательно закрепился стереотип русских как эксцентричных варваров. В античные времена народы, обитавшие на краю ойкумены, зачастую изображались в причудливом звероподобном виде. Бытует мнение, что таким образом древние цивилизованные народы подчеркивали их грубость, невежество, первобытное варварское состояние. Для Запада Россия — страна-химера, земля, населенная псоглавцами, кентаврами. С одной стороны, русскими всегда владела жажда знаний, стремление к просвещению, к культуре, с другой — почти животный гедонизм, максимализм и лень.
Этот своеобразный «портрет эпохи» соседствует на страницах книги Виктора Наумова с тонкостями и курьезами придворной и семейной жизни царя. Возможно, такую эклектику можно отнести к авторским удачам, ведь именно такова цель книги — показать историю с «человеческим лицом».
Автор не берется охватить происходившие процессы во всей полноте, он только расставляет акценты, обращает внимание на самые показательные перемены в российской жизни. Действительно, сейчас трудно осознать, насколько Россия «до Петра» отличается от России «после Петра».
Книга «Повседневная жизнь Петра Великого и его сподвижников» представляет свежий взгляд на одну из важнейших вех становления российского государства. Очень важно, какое развитие получит этот взгляд, история не заканчивается, а лишь продолжается в настоящем. По большому счету, мы до сих пор переживаем начатый Петром Великим процесс интеграции в западное общество. Уже поэтому Петровскую тему рано считать исчерпанной.
В. ПАСЕЧНИК
г. Барнаул
Статья в PDF
Полный текст статьи в формате PDF доступен в составе номера №2, 2012