В 70-е годы
М. Горячкина, Художественная проза народничества, «Наука», М. 1970, 216 стр.
Народничество в литературе, взятое в целом, – важное звено в историко-литературном процессе.
М. Горячкина в своей книге полемизирует с исследователями, которые утверждают, что у народничества не было «общего» лица. Она останавливается на тех чертах, которые придавали своеобразие творчеству Засодимского, Каронина и других писателей народнического лагеря.
Верна и плодотворна общая концепция книги. Автор говорит о революционном характере народнического движения 70-х годов. Писатели-народники по-новому подошли к аналитическому освещению процессов в деревне, много сказали правды о ней, несмотря на свои утопические иллюзии. В отличие от шестидесятников, они рисовали собирательный тип народа, социальные типы отдельных его представителей и положительных героев.
В монографии прослежены различные психологические типы героев: люди мечты («золотые сердца»), «герой из народа», герои революционного народничества, идущие «снизу вверх» (Михаил Лунев), то есть приближающиеся к рабочей правде, пролетарской сознательности. Эта систематизация образов народа и образов героев играет важную роль в изучении различных фаз критического реализма.
Хотите продолжить чтение? Подпишитесь на полный доступ к архиву.