№6, 1971/Зарубежная литература и искусство

60-е годы в литературах мира

Чем было ознаменовано минувшее десятилетие в жизни зарубежных литератур? Какие изменения произошли на литературной карте мира? Какие проблемы оказались в фокусе внимания крупнейших художников стран Востока и Запада, о чем они спорили в эти бурные годы, к чему стремились в своем творчестве? Какие тенденции в мировом литературном развитии выдвинулись сейчас на передний план?

Обо всем этом шел разговор за «круглым столом» критиков и литературоведов, проведенным 22 – 23 февраля но инициативе творческого объединения критиков и литературоведов Московской писательской организации. Открывая встречу, секретарь СП СССР В. Озеров напомнил о наиболее знаменательных событиях в литературной жизни за рубежом в последние годы. 60-е годы, сказал он, ознаменовались обострением идеологической борьбы, в том числе и в сфере культуры. Идет процесс открытой политизации литературы, и мы не можем этого не учитывать. Буржуазная пропаганда прилагает немало усилий, чтобы опорочить завоевания передового, социалистического искусства мира, настойчиво стремится расколоть союз социалистических художников и всех прогрессивных писателей мира, выступающих против империализма, за социальную справедливость и прогресс. В этих условиях требуется особенно активная наступательная работа с нашей стороны.

Итоги VIII встречи руководителей Союзов писателей социалистических стран продемонстрировали возросшее единство художников социализма, их решимость отстоять и укрепить принципы социалистического искусства, принципы партийности, гражданственности, высокой идейности. Среди художественной интеллигенции стран Запада было немало колебаний, им порой подвержены и некоторые видные писатели. Но, с другой стороны, нельзя не видеть, что борьба за мир, за прогресс, против угрозы фашизма объединяет лучшие силы мировой литературы на платформе, созвучной и близкой нам. С этим связана и новая волна интереса к реализму, отмеченная в западных литературах последних лет. Мы переживаем сложный период идейного и художественного развития; необходимо по-хозяйски разобраться в нем, непоколебимо отстаивая принципы и традиции передового искусства XX века, умно и энергично борясь за союзников, нанося сокрушительные удары противникам.

Проводившая совещание В. Ивашева в своем вступительном слове сказала, что «круглый стол» не преследует цели охватить все многообразие идейных и эстетических аспектов мирового художественного развития в современную эпоху, – такая цель была бы нереальной. Литературы многих стран (и даже континентов) не забыты и не обойдены, но не могут быть охвачены даже на четырех заседаниях, которые отведены встрече критиков-«зарубежников». Речь пойдет лишь о наиболее заметных типологических закономерностях, проявившихся в процессе развития литератур стран Европы, США и Латинской Америки в последнее десятилетие. Если опыт встречи окажется удачным, творческое объединение критиков и литературоведов подготовит совещание по литературам Африки, Азии, Австралии.

60-е годы ознаменовались рядом сложных и интересных явлений в литературной жизни стран социализма. На примерах различных литератур об этом говорили Т. Мотылева, В. Хорев, С. Шерлаимова, Л. Гинзбург, О. Россиянов, В. Злыднев, И. Радволина. Общим для социалистических литератур в эти годы было стремление к более глубокому и интенсивному исследованию процессов строительства новой жизни, воспитания нового человека – гражданина социалистического общества. Художники социалистических стран решительно преодолевали схематизм и упрощенность в изображении общественного развития, смело ставили в своих произведениях самые острые и важные вопросы, выдвигавшиеся действительностью, заметно расширили диапазон изобразительных средств. Все это привело к существенному возрастанию роли социалистических литератур в мировом литературном процессе.

Говоря о прозе ГДР минувшего десятилетия, Т. Мотылева на примере произведений Э. Штриттматтера, Д. Нолля, М. -В. Шульца, А. Зегерс и других писателей показала, что в немецкой литературе последних лет получили новое наполнение принципы социалистического реализма. Писатели ГДР своим творчеством доказали, что метод социалистического реализма имеет большое значение и для сегодняшней литературы, и для искусства грядущих десятилетий. Одним из примеров тому может, по мнению Т. Мотылевой, служить роман Анны Зегерс «Доверие», посвященный очень трудному периоду в истории ГДР – кризисной весне 1953 года. Проблемы социалистического строительства, идейного и гражданского воспитания ставятся и решаются здесь с ясных позиций коммунистической партийности.

В ходе общественного развития литература социалистического реализма повышает свое внимание к многообразным путям развития личности. Интерес к духовному миру индивида – свидетельство не камерности литературы, а расширения ее диапазона; не случайно такую важную роль сыграли в литературе ГДР последних лет острые по социальной и этической проблематике романы Г. Канта («Актовый зал»), А. Вельма («Пауза для Ванцки…»), К. Вольф («Размышления о Кристе Т.»), Г. де Бройна («Буриданов осел»).

«Биттерфельдский путь», по которому идет литература ГДР, доказал свою жизненность. Характерно особенно интенсивное развитие в литературе ГДР рабочей темы, постоянное внимание писателей к жизни рабочего класса. Т. Мотылева назвала в этой связи «След камней» Э. Нойча и другие произведения.

Литература ГДР – одна из самых развитых и богатых социалистических литератур; об этом говорил Л. Гинзбург, анализировавший бурные процессы, протекавшие в эти годы в поэзии наших немецких друзей.

В. Злыднев, выступивший с сообщением о современной болгарской литературе, отметил, что сегодня для болгарской литературы показательна атмосфера интенсивного творческого поиска. Многообразие форм и художественных средств, новое осмысление традиций характерны для болгарской поэзии, выдвинувшей таких талантливых представителей нового поколения, как Л. Левчев, В. Башев, Ст. Цанев и др. Черты творческой зрелости присущи книгам П. Матова, Д. Методиева; новый творческий подъем переживают ветераны болгарской поэзии – Е. Багряна, Дора Габе, Х. Радевский. Дискуссия о поэзии, прошедшая в 1962 – 1963 годах, а также обсуждение проблем традиции и новаторства, вопроса об отношении к литературно-критическому наследию 50-х годов стимулировали поиск новых путей – поиск очень смелый и приносящий свои результаты.

В болгарской прозе развиваются плодотворные тенденции, выявившиеся еще в первые годы после освобождения, – тяготение к большим эпическим полотнам, острота и актуальность проблематики, гражданственность авторской позиции. Такие книги 60-х, как новые тома эпопеи Г. Караславова «Простые люди» или роман Е. Станева «Иван Кондарев», могут быть с полным правом названы высоким достижением литературы социалистического реализма. Новым для 60-х годов явлением был бурный рост малых жанров прозы – рассказа, психологической повести, небольшого романа. Здесь у современной болгарской литературы также немало достижений – повести К. Калчева и Б. Райнова, романы П. Вежинова, рассказы Й. Радичкова, Н. Хайтова. В литературу вошло много одаренных молодых писателей, и поэтому 70-е годы обещают стать временем нового подъема.

Говоря о литературе сегодняшней Венгрии, подчеркнул О.

Цитировать

Матвеев, В. 60-е годы в литературах мира / В. Матвеев // Вопросы литературы. - 1971 - №6. - C. 182-190
Копировать