№5, 1979/Обзоры и рецензии

Ученый. Педагог. Исследователь

Р. М. Самарин, Зарубежная литература, «Высшая школа», М. 1978, 463 стр.

Среди многих невосполнимых утрат, которые за последние годы понесла советская литературоведческая наука (Б. Сучков, А. Дымшиц, И. Неупокоева, А. Елистратова), была и безвременная кончина в 1974 году замечательного ученого, талантливого педагога Романа Михайловича Самарина. Многогранная научная работа всегда была связана у Р. Самарина с активной и плодотворной педагогической деятельностью. Это был один из замечательных советских литературоведов вузовского типа, видный организатор научно-педагогической работы в области изучения зарубежных литератур. Поэтому весьма символичным является тот факт, что посмертный сборник его робот опубликован издательством «Высшая школа».

Наследие ученого живо не только в его многочисленных печатных трудах, но и в огромном отряде его учеников, многие из которых давно уже стали докторами наук и занимают видное положение в советском литературоведении. Необычная щедрость таланта, раскрывавшаяся и в многолюдных студенческих аудиториях, и в многочасовых встречах с аспирантами, и в научных дискуссиях на различные темы, очень много давала самому ученому, и выражалось это не только в благодарности учеников, но и в расширении диапазона его собственных научных интересов. По сути, это был ученый универсальный, специалист по всемирной литературе. Его интересы не ограничивались романистикой или германистикой. Первой крупной работой была кандидатская диссертация, посвященная наследию Агриппы д’Обинье; в докторской (на ее основе издана монография) рассматривалось творчество Мильтона. Вместе с тем Р. Самарин по праву считался и у нас, и за рубежом одним из крупных германистов, а равно знатоком литературы США. Поэтому название рецензируемой книги – «Зарубежная литература» – весьма точно отражает круг интересов ее автора.

Мысль об универсальном охвате закономерностей литературного процесса на всех этапах его развития и во всех регионах лежала в основе научно-педагогической деятельности ученого. В этой связи уместно вспомнить, что Р. Самарин был инициатором и активным участником капитальных научных и литературных начинаний – «Истории всемирной литературы», подготавливаемой ИМЛИ, где он долгие годы руководил Отделом зарубежной литературы, и недавно завершенной «Библиотеки всемирной литературы». В Московском университете, где он заведовал кафедрой истории зарубежных литератур, и в некоторых других вузах он читал все основные курсы по зарубежной литературе – от средних веков до литературы новейшей.

В соответствии с характером деятельности Р. Самарина – ученого и педагога и составлен настоящий сборник. Даже беглое знакомство всего лишь с оглавлением книги говорит о том, что автор в равной степени свободно ориентировался в литературе средних веков и Возрождения, XVII, XVIII, XIX столетий и – что особенно хотелось бы подчеркнуть – в литературе XX века вплоть до новейших ее явлений. Мы здесь увидим яркие работы о «Песни о Роланде» и Шекспире, Дитере Нолле и Вольфганге Кёппене.

И еще об одном важнейшем моменте необходимо сказать: Р. Самарин был одним из видных представителей марксистской социологической школы в литературоведении. Приверженность принципам этой школы он всегда подчеркивал в своих лекционных курсах. И хотя не со всеми оценками исследователя, проистекавшими из этой методологии, можно согласиться, не всегда можно принять излишне резкие и категоричные дефиниции, в целом наследие Р. Самарина демонстрирует сильные стороны этой методологии. К тому же можно с уверенностью предположить, что если бы исследователь сам составлял сборник своих работ, начало которым положено еще в конце 30-х годов, он внес бы в них определенные коррективы. Не случайно подготовлявшие этот сборник к печати ученики и некоторые ближайшие сотрудники Р. Самарина, хорошо знавшие его исследовательскую методологию, направление его научных поисков, частично эти коррективы внесли. Плодотворность социологических позиций исследователя особенно наглядно демонстрирует его статья 1952 года «Бальзак и французское рабочее движение 30 – 40-х гг. XIX века», имеющая серьезное теоретическое значение. Раскрывая связи основных явлений европейской литературы с новым этапом обострения социальных противоречий, исследователь анализирует важнейшие аспекты формирования мировоззрения Бальзака. Статья строится на материале не только непосредственно художественного творчества французского романиста, но и его публицистики, дает убедительный ответ на вопрос о том, можно ли говорить о решающем влиянии французского рабочего движения на развитие критического реализма Бальзака. В этой связи примечательна и самая ранняя статья сборника, само название которой нацеливает на решение методологических принципов литературоведческого исследования, – «Песнь о Роланде» и проблемы литературного анализа». Она лишена каких бы то ни было издержек социологического метода; более того, именно на основе этого метода она вносит многие существенные уточнения в понимание этого важнейшего памятника, опровергая некоторые упрощенческие его толкования.

Как и в лекционных курсах, так и в исследовательских работах Р. Самарин стремился поставить каждое рассматриваемое художественное явление в контекст общественно-политической и идеологической обстановки эпохи, оценивать его как определенное звено в общем историко-литературном процессе. С этих позиций написано изящное динамичное исследование «Трагические поэмы» Агриппы д’Обинье на фоне публицистики его эпохи». «Трагические поэмы» как бы органически вмонтированы в литературную жизнь того времени, в них отразились сложные противоречия бурной эпохи французской истории, борьба различных политических сил, выразившаяся в острых столкновениях католиков и гугенотов, одним из самых последовательных и непримиримых идеологов-воинов которых был Агриппа д’Обинье.

Проблема реализма – предмет особо пристального внимания исследователя. И в подходе к ней, как и к другим, очевидно сочетание конкретно-исторического и теоретического аспектов анализа. Так написана его монография «Реализм Шекспира» и целый ряд статей (отдельные вошли в сборник, например «Судьбы реализма в западноевропейских литературах XVII века»). Обратившись к творчеству многих писателей, автор рассматривает сложные проблемы реализма этого столетия, ибо литература той поры, как он убедительно доказывает, отнюдь не исчерпывается классицизмом и барокко, как считалось, согласно господствовавшей до недавнего времени концепции литературного развития.

Содержательная статья, насыщенная огромным фактическим материалом, «Октябрьская революция и зарубежный литературный процесс», написанная к 50-летию установления советской власти в нашей стране, интересна в значительной степени ярко выраженной теоретической направленностью. Множество фактов, приведенных в статье, подчинено основной мысли Р. Самарина: становление и развитие социалистического реализма в мировой литературе явились следствием влияния Октября на всю культурную жизнь эпохи.

В сущности, эта же концепция, но в другом ракурсе развивается в статье «Проблема традиции и новаторства в западноевропейской литературе 1920 – 1930-х гг.», написанной, однако, раньше (1962). На примере сложной эволюции такого выдающегося художника, как Томас Манн, автор прослеживает изменение в XX веке самого метода критического реализма, прорастание в нем новых качеств, обогативших этот метод и позволивших говорить о нем как о современной и динамичной системе. Здесь лее исследователь формулирует свое понимание термина «модернизм». И хотя можно оспаривать предложенную им формулировку, все же нельзя не признать основательность аргументации, на которой она строится. Примечательно, что в статье, в связи с ее общим контекстом, даны краткие характеристики-медальоны ряда сложных художников – Джойса, Пруста, Кафки, Аполлинера, Элюара, Арагона, – приведено авторское понимание немецкого экспрессионизма в целом, включающее в себя и имена Кокошки, Гросса, Кандинского.

Что касается пристрастия Р. Самарина к немецкой литературе, то оно вылилось, в частности, в две статьи о выдающемся поэте XX века Иоганнесе Бехере («Эстетическая программа Бехера» и «Философская поэзия Иоганнеса Бехера»). Творчеством этого художника, а в связи с этим и проблемой сонета ученый занимался много и с большим увлечением.

Обращаясь к прошедшим этапам литературного развития, он мог порой так глубоко проникнуть в дух и атмосферу отдаленной от нас эпохи, что писатели, ее представляющие, возникают на страницах его работ яркими и живыми, мы воспринимаем их как наших современников. Особенно это удавалось Р. Самарину в его работах о Шекспире, и в частности в статье «Шекспир», вошедшей в книгу. В этом емко написанном очерке автор не только сумел в основных чертах охарактеризовать такое грандиозное явление, как Шекспир, но и через немногие конкретно-исторические реалии – общественно-политические, бытовые – дать читателю возможность почувствовать колорит елизаветинской эпохи, отстоящей от нас на четыре столетия.

Р. Самарин – и об этом также надо сказать особо – был неутомимым популяризатором многих лучших достижений зарубежной литературы. Не случайно в сборник включен целый ряд статей, написанных и опубликованных как предисловия к отдельным изданиям. Таковы его статьи о Гюго, Бределе, о поэме Байрона «Паломничество Чайльд Гарольда» и в особенности «Вальтер Скотт и его роман «Роб Рой». В этой последней работе автор выступает в полном блеске своей, порой поистине уникальной, эрудиции, разбирая не только роман «Роб Рой» и все творчество Вальтера Скотта, но и весьма основательно посвящая читателя в историю Англии и Шотландии. При этом следует отметить, что характерной чертой научного мышления Р. Самарина было вообще глубокое знание истории новейшей и древней, отечественной и зарубежной – подчас в весьма точных деталях.

Наконец, важной стороной творческой биографии Р. Самарина было изучение истории литературной критики и литературоведческой мысли. Он был первым лектором в стране, начавшим в 60-е годы в Московском университете читать курс по истории зарубежной критики и зарубежного литературоведения. Поэтому в сборнике такое серьезное место занимают статья «Шиллер в оценке передовой русской критики», работы о Белинском как критике зарубежной литературы, а также отзыв на книгу В. -Л. Паррингтона «Основные течения американской мысли». Анализируя и высоко оценивая один из наиболее значительных трудов американских литературоведов-социологов – трехтомную работу известного исследователя Паррингтона, Р. Самарин вместе с тем убедительно проводит свою марксистскую концепцию развития литературного процесса в США от самых его истоков до начала нашего века, противопоставляя ее положениям американского ученого.

В заключение осталось еще раз подчеркнуть: настоящий сборник – и дань памяти крупного советского исследователя зарубежных литератур, и серьезное пособие для всех начинающих свою работу в этой области.

Цитировать

Дмитриев, А. Ученый. Педагог. Исследователь / А. Дмитриев // Вопросы литературы. - 1979 - №5. - C. 283-287
Копировать