№1, 2005/Книжный разворот

У. Эко. Эволюция средневековой эстетики

Усвоив точку зрения философов Просвещения, уже давно к Средневековью приклеили ярлык – «темное». И по сей день Средние века для кого-то – горящие костры, фанатичные или лицемерные монахи и пьяные ваганты. Стоит ли говорить о том, что подобное понимание Средневековья не соответствует действительности ни в историческом, ни в культурном, ни в эстетическом аспектах?Итальянский прозаик и семиотик Умберто Эко в далеком 1958 году решил расставить все точки над «i» в четырехтомном академическом учебнике по эстетике, куда должна была войти как одна из центральных глав «Эволюция средневековой эстетики». Эко тогда было 26 лет. Он задумывал «проследить развитие идеи Прекрасного в средневековой философии после раннехристианского периода и до возникновения светской культуры, связанной с именами Данте и Боккаччо» (с. 7). Вышло же – как всегда у Эко – и глубже, и тоньше: автор не только «проследил» и «разобрал», но и увидел Средневековье глазами человека другого времени.

Эко с первых страниц акцентирует внимание читателя на том, «что именно красота означала для средневекового человека» (с. 12). В качестве двух исходных точек определены схоластическая теория Средневековья и его художественная (архитектурная, литературная) практика. Методологию работы итальянского семиотика можно проиллюстрировать на двух замечательных примерах.В главе «Эстетика пропорциональности» Эко приводит пример того, как теория «пропорциональности», развитая Боэцием, в трудах Иоганна Скотта Эуригены накладывается на музыкальные концепции Средневековья и вырастает в определение и описание «контрапункта», а затем становится ступенью к великим полифоническим открытиям XI века. Все это смогло произойти только потому, что «средневековый музыкант, пользующийся традиционными музыкальными текстами, придает совершенно конкретное значение тем категориям, которые для Боэция были лишь платоническими абстракциями» (с. 78).Приводит Эко и примеры обратного взаимодействия теории и практики, которое оказывается не менее красивым, но куда менее адекватным реальности. Так, создав теорию музыкального созвучия, названную позднее «гаммой», и опробовав ее на конкретных музыкальных произведениях, средневековые мыслители на этом не остановились и попробовали перенести практический опыт гаммы на «музыку небесных сфер».

Статья в PDF

Полный текст статьи в формате PDF доступен в составе номера №1, 2005

Цитировать

Бударагин, М. У. Эко. Эволюция средневековой эстетики / М. Бударагин // Вопросы литературы. - 2005 - №1. - C. 356-357
Копировать