Трагедия на фоне «мирового» пейзажа. «Пейзажные пьесы» Гертруды Стайн
За авангардными пьесами Гертруды Стайн, демонстрирующими полное отсутствие сюжета и внешних сценических событий, нерасчлененность речи героев и сценических ремарок, неожиданное включение повествовательных прозаических фрагментов, несоотносимость реплик с определенным персонажем, закрепилась репутация драматических произведений, не предназначенных для представления в театре. Фактически полное отсутствие каких-либо атрибутов традиционного театра делает их постановку весьма проблематичной, что заставляет критиков причислять большинство стайновских пьес к жанру «closet drama» («драма для чтения»). Однако в истории современного театра попытки поставить стайновские драмы предпринимались. Американский композитор Вирджил Томсон написал на либретто Г. Стайн две оперы. В 1934 году опера «Четверо святых в трех актах» («Four Saints in Three Acts») появилась на Бродвее. В 1947 году В. Томсон представил оперу «Матерь всех нас» («The Mother of Us All») на либретто Г. Стайн. Особенно удачно театральная «судьба» сложилась у оперы «Доктор Фауст зажигает огни» («Doctor Faustus Lights the Lights»), не раз появлявшейся в разных версиях на сцене экспериментальных театров.
Эксперименты писательницы в области драматической формы во многом обусловлены ее отношением к сценическому искусству, о котором она пишет в лекции «Пьесы» («Plays», 1935). Г. Стайн указывает на отсутствие синхронности между временем зрительского восприятия и временным планом самой пьесы («different tempo there is in the play and in yourself and your emotion in having the play go on in front of you»)1.
- Stein G. Plays // Stein G. Writings 1932-1946. N.-Y.: Library of America, 1998. P. 245.[↩]
Хотите продолжить чтение? Подпишитесь на полный доступ к архиву.
Статья в PDF
Полный текст статьи в формате PDF доступен в составе номера №2, 2012