Темы Ф. Достоевского в повести Л. Толстого «Фальшивый купон»
Проблема творческого взаимодействия Достоевского и Толстого, столь привлекательная для исследователей, к сожалению, в значительном ряде случаев имеет публицистический характер, когда анализ художественных достижений писателей и сопоставление их религиозно-философских представлений призваны утвердить превосходство одного классика над другим. В этом смысле традиция, заложенная книгой Д. Мережковского «Л. Толстой и Достоевский» (1900–1902), не утратила своей актуальности. В таком настойчивом возвращении к сопоставлению и противопоставлению двух писателей1 видится особенность русского самосознания, очень точно обозначенная Н. Бердяевым: «Можно установить два строя души, два типа души — один благоприятный для восприятия толстовского духа, другой — для восприятия духа Достоевского. И те, которые слишком любят толстовский духовный склад и толстовский путь, те с трудом понимают Достоевского» [Бердяев 1993: 217]. Однако для объемного осмысления культурного прошлого более плодотворным и ценным в научном плане оказывается подход, при котором реконструируется заочный диалог великих современников, так и не встретившихся в реальном времени и пространстве. Такой подход уже нашел вполне убедительное воплощение в современной исследовательской практике [Новикова 2016; Евлампиев 2018; Ремизов 2019]. Наш анализ толстовской повести «Фальшивый купон» — еще один шаг в этом направлении.
Работать над повестью «Фальшивый купон» Толстой начал в конце 1880-х годов. Его записи относительно повести лаконичны: творческие сомнения практически не фиксируются, отмечается лишь сам факт работы, а также неизменное возвращение к мысли о создании повести. Например, в дневниковых записях от 20 декабря 1899 года: «Думал нынче о «Купоне» — хорошо. Мож<ет> б<ыть> напишу» (LIII, 234)2; 6 октября 1902 года: «Вчера начал поправлять и продолжать Фальш<ивый> купон» (LIV, 145); 19 декабря 1903 года: «Фальшивый купон обдумал, но не писал» (LIV, 200); 3 января 1904 года: «Понемногу подвигаюсь в «Фальш<ивом> Куп<оне>». Но очень уж беспорядочно» (LV, 3). Судя по характеру записей, наиболее активно работа шла в 1902–1904 годах, хотя так и не была полностью завершена. Последняя запись о повести относится ко 2 февраля 1904 года: «Работаю над Купоном…» (LV, 12). Однако повесть с цензурными сокращениями все-таки увидела свет после смерти писателя, в издании «Посмертные художественные произведения Л. Н. Толстого» (т. 1, 1911), подготовленном В. Чертковым и А. Толстой.
История создания произведения охватывает практически весь поздний период творчества Толстого, а также становится своего рода художественным доказательством главного религиозно-философского принципа Толстого — непротивления злу насилием.
Для анализа повести «Фальшивый купон» важно отметить, что в размышлениях Толстого 1880-х годов мы находим резкую реакцию на публицистические высказывания Достоевского в связи с вопросом о ненасилии (LXIII, 114). Можно утверждать, что повесть «Фальшивый купон» стала продолжением этого спора с Достоевским3.
Для характеристики замысла Толстого наиболее показательна запись 1889 года: «Как хороша могла бы быть история об убийце, раскаявшемся на незащищавшейся женщине» (L, 87). Из этого короткого сюжета, элементами которого становятся преступление (зло), непротивление (добро) и раскаяние, то есть путь преодоления зла, рождается произведение. В дневнике Толстого записи о повести соседствуют с замечаниями о работе над «статьей о непротивлении», как первоначально писатель называл трактат «Царство Божие внутри вас» (1906). В записи от 12 июня 1898 года эти темы соединены с особой наглядностью:
Непротивление злу не только потому важно, что человеку должно для себя, для достижения совершенства любви, поступать так, но еще и п<отому>, ч<то> только одно непротивление прекращает зло, поглощая его в себе, нейтрализирует его, не позволяет ему идти дальше <…> Деятельное христианство не в том, чтобы делать, творить христианство, а в том, чтобы поглощать зло. Рассказ Купон очень хочется дописать (LIII, 197).
В 1899 году Толстой, размышляя о том, как писать «Фальшивый купон», одновременно дает «философское определение жизни»: «Человек есть часть целого. Или, вернее, человек сознает свою жизнь как часть целого — часть всего. Он сознает себя частью п<отому>, ч<то> сознает себя ограниченным теми телами, кот<орые> соприкасаются с его телом <…> Челов<ек> сознает себя частью Всего. Отдельность свою он сознает телом…» (LIII, 235). Увидеть связь работы над повестью с размышлениями над понятием жизни, занимающим центральное место в религиозно-философском учении Толстого, очень важно, чтобы проследить, как развивались представления писателя о принципе непротивления злу насилием. Среди исследователей философского наследия Толстого преобладает мнение, что писатель, сформулировав этот принцип как абсолютную моральную норму в трактате «В чем моя вера?» и признав его главным пунктом христианского учения, не менял своего отношения к нему4. Однако нужно признать, что Толстой существенно усложнил его понимание, сделав акцент на религиозном, а не моральном смысле. Данное различие связано с важной концепцией Толстого о двух формах жизни — материальной и духовной, которые доступны любому человеку. Подлинная религиозность состоит в «разумении» этого различия и в движении от материальной, «животной» жизни к жизни духовной, которая держится на совершенно других основаниях, в которой действуют иные законы. Особенно важно, что перемещение от одной формы жизни к другой человек должен совершить не в инобытийном пространстве, а в пределах своего земного существования. В этом видит Толстой смысл истинного христианства — в противоположность историческому, церковному.
Фундаментальное качество духовной жизни, к которой должен стремиться религиозный человек, — это всеединство, слитность всего живого, «сопряжение» всего со всем.
- Глубинные различия в мировоззрении двух классиков становятся предметом осмысления и в недавних исследованиях, см.: [Климова 2018; Стайнер 2019].[↩]
- Здесь и далее ссылки на Полное собрание сочинений Толстого даются по изданию [Толстой 1928–1958] в круглых скобках; римскими цифрами обозначены номера томов, арабскими — страницы.[↩]
- В период работы над повестью «Фальшивый купон» мы находим многократные упоминания Толстого о чтении произведений Достоевского. В дневнике Толстого есть отметки о том, что в июне 1891 года он читал повесть «Сон смешного человека» (LII, 40), а в ноябре 1892-го в доме Толстых читают вслух роман «Братья Карамазовы», о чем писатель сообщает в письмах к С. Толстой (LXXXIV, 167, 168). В 1902–1903 годах Толстой работал над составлением книги «Мысли мудрых людей на каждый день», куда вошли высказывания Достоевского. Фрагменты из книги «Записки из Мертвого дома», дав им названия «Орел» и «Смерть в госпитале», Толстой включил в «Круг чтения». По воспоминаниям Д. Маковицкого, в ноябре 1904 года в доме Толстых читали вслух эти фрагменты «Записок из Мертвого дома» [Маковицкий 1979: 102]. Знаменательным фактом становится чтение Толстым первого тома «Братьев Карамазовых» перед уходом из Ясной Поляны. Подробнее см.: [Михновец 2010].[↩]
- В современных фундаментальных исследованиях, посвященных религиозной философии Толстого, по-прежнему на первый план выдвигается этический компонент его представлений, причем мировоззрение Толстого «позднего» периода, то есть 1880–1910 годов, осмысливается как целостное и неизменное, см.: [Мелешко 2006; Гусейнов 2014]. Попытки увидеть метафизические основания этических построений Толстого (см., например: [Гельфонд 2014]) до сих пор редки.[↩]
Хотите продолжить чтение? Подпишитесь на полный доступ к архиву.
Статья в PDF
Полный текст статьи в формате PDF доступен в составе номера №6, 2022
Литература
Бердяев Н. А. Миросозерцание Достоевского // Бердяев Н. А. О русских классиках. М.: Высшая школа, 1993. С. 107–223.
Бердяев Н. А. Русская идея. Основные проблемы русской мысли XIX века и начала XX века // Бердяев Н. А. Русская идея. М.: Эксмо; СПб.: Мидгард, 2005. С. 541–734.
Гельфонд (Клюзова) М. Л. Сила зла и зло силы // Лев Николаевич Толстой / Под ред. А. А. Гусейнова, Т. Г. Щедриной. М.: Политическая энциклопедия, 2014. С. 248–276.
Гродецкая А. Г. Ответы предания: жития святых в духовном поиске Льва Толстого. СПб.: Наука, 2000.
Гудзий Н. К. Комментарии: «Фальшивый купон» // Толстой Л. Н. Полн. собр. соч. в 90 тт. / Под общ. ред. В. Г. Черткова. Т. 36. М., Л.: Художественная литература, 1936. С. 557–581.
Гусейнов А. А. Непротивление злу силой // Лев Николаевич Толстой. 2014. С. 219–247.
Евлампиев И. И. Толстовская интерпретация евангельской истории искушений Христа как комментарий к поэме о Великом инквизиторе Достоевского // Достоевский и мировая культура. Альманах № 36 / Сост. Н. Т. Ашимбаева, Б. Н. Тихомиров. СПб.: Серебряный век, 2018. С. 161–189.
Евлампиев И. И., Матвеева И. Ю. Принцип «непротивления злу насилием» Л. Н. Толстого в контексте русской религиозной философии конца XIX — начала ХХ века // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Философия. 2020. Т. 24. № 2. С. 165–180.
Климова С. М. Интеллигенция в поисках идентичности: Достоевский — Толстой. СПб.: Алетейя, 2018.
Купреянова Е. Н. Эстетика Л. Н. Толстого. М.; Л.: Наука, 1966.
Л. Толстой и Ж.-Ж. Руссо: Материалы междунар. науч. конф., посвященной 300-летию со дня рождения <…> Жана Жака Руссо. 1712–2012. 6–9 июня 2012 г., Ясная Поляна // Яснополянский сборник 2014: Статьи, материалы, публикации / Сост. А. Н. Полосина. Тула: Музей-усадьба Л. Н. Толстого «Ясная Поляна», 2014. С. 149–368.
Маковицкий Д. П. У Толстого, 1904–1910: Яснополянские записки. В 5 кн. Кн. 1. М.: Наука, 1979.
Мелешко Е. Д. Христианская этика Л. Н. Толстого. М.: Наука, 2006.
Михновец Н. Г. Достоевский Федор Михайлович // Лев Толстой и его современники. Энциклопедия / Под общ. ред. Н. И. Бурняшевой. 2-е изд., испр. и доп. М.: Парад, 2010. С. 184–187.
Новикова Е. Г. «Nous serons avec le Christ». Роман Ф. М. Достоевского «Идиот». Томск: Томский ун-т, 2016. С. 186–241.
Ремизов В. Б. Толстой и Достоевский. Братья по совести. М.: РГ-Пресс, 2019.
Стайнер Дж. Толстой и Достоевский. Противостояние / Перевод с англ. Е. Эфрос, Г. Григорьева. М.: АСТ, 2019.
Тарасов А. Б. Повесть Л. Н. Толстого «Фальшивый купон» — «житийная литература нового времени» // Проблемы исторической поэтики. 2005. № 7. С. 408–415.
Толстой Л. Н. Полн. собр. соч. в 90 тт. / Под общ. ред. В. Г. Черткова. М.; Л.: Художественная литература, 1928–1958.