Театр, музыка, литература
А. Гозенпуд, Русский оперный театр XIX века (1836 – 1856), «Музыка», Л. 1969, 464 стр.
Книга А. Гозенпуда, по всей видимости, адресуется искусствоведам и тем самым находится за пределами компетенции филолога. Именно такое впечатление создается при первоначальном знакомстве с этим обширным трудом, касающимся вопросов творческой истории опер, репертуара, театральной критики, декорационного искусства, исполнительства. Однако это лишь первое, поверхностное впечатление. Анализ материала и выводов книги в аспекте историко-литературном – задача плодотворная и поучительная.
Уже в кратком предисловии автор – известный искусствовед и филолог – определяет одну из основных своих задач: «раскрыть связи русского оперного искусства с общественной жизнью России, ее литературой и драматическим театром». Тем самым история оперного театра мыслится как один из элементов общекультурного процесса, сопутствуя движению литературы, своеобразно отражая его и в ряде случаев обогащая. Не будучи основным содержанием книги, литературный процесс, как предмет изучения, неизбежно и закономерно присутствует на всем протяжении повествования. В целом ряде случаев автору приходится обращаться к параллельному и даже сравнительному рассмотрению явлений литературы и музыкального театра – как в идейно-стилистическом, так и в более широком типологическом плане. Возникает своеобразная картина. Соотносимые явления оказываются синхронны и диахронии одновременно.
Значительный интерес представляет в этом отношении хотя бы анализ постановок «Русалки» Даргомыжского. Проблема эстетической соотносимости этого произведения, впервые поставленного в 1856 году, с пушкинской трагедией, написанной почти двадцатью пятью годами ранее (срок для русской литературы XIX века огромный!), возникла еще у Ап.
Хотите продолжить чтение? Подпишитесь на полный доступ к архиву.