Т. Ратькина. Никому не задолжав… Литературная критика и эссеистика А. Д. Синявского
Т. Р а т ь к и н а. Никому не задолжав… Литературная критика и эссеистика А. Д. Синявского. М.: Совпадение, 2010. 232 с.
«Процесс Синявского продолжается — теперь это процесс постижения. Нам все еще далеко до него. До его мысли, до его свободы, до его одиночества»1. Мысль, высказанная Натальей Рубинштейн в 2005 году в связи с открытием «Первых историко-литературных чтений», посвященных А. Синявскому, представляется актуальной и сегодня. Несмотря на то, что эстетика произведений Синявского-Терца, постепенно освобождаясь от политических импликаций, становится объектом внимания литературоведов2, творческое наследие писателя по-прежнему остается поводом для споров. В то же время возникает вопрос о специфическом научном подходе, который позволил бы адекватно описать творческий феномен Синявского-Терца.
Важный шаг в этом направлении был сделан в диссертации Татьяны Ратькиной (МГУ, 2009), по материалам которой составлена рецензируемая книга. Автор предпринимает «первую в российском литературоведении попытку комплексного исследования» творческого наследия Синявского (с. 4), рассматривая как ранние литературно-критические статьи 1950-1965 годов, написанные до ареста писателя, так и произведения, созданные в лагере, а также публицистику и прозу позднего периода творчества.
Объектом исследования становится широкий спектр оценок творчества Синявского-Терца в публикациях советского и российского периодов, в полемических статьях русской эмиграции и в работах зарубежных исследователей. Систематизированные и подвергнутые критическому обзору, эти зачастую противоположные взгляды позволяют обнаружить парадигмы, в которых было осмыслено творчество Синявского-Терца в России.
В отличие от ранних исследований, в которых утверждалась идентичность Синявского и Терца, а последний рассматривался лишь как псевдоним (с. 26-27), анализ Т. Ратькиной базируется на представлении об их стилистическом различии. Как известно, Синявский конструирует своего двойника на основе противопоставления «официальной практике выбора псевдонимов, официальной литературе и официальной морали» (с. 60). Развивая теорию «литературной маски», Т. Ратькина вновь обращает внимание читателей на систему оппозиций, лежащих в ее основе: Абрам Терц — это «вор», «еврей» — «аутсайдер по определению» (с. 63). Очевидно, что реализация этих оппозиций в советском литературном дискурсе была невозможна или должна была привести к запрограммированному скандалу, что и произошло в 1965 году, когда тайна личности Абрама Терца была раскрыта. Таким образом, в исследовании Т. Ратькиной «Синявский» и «Терц» предстают как две не пересекающиеся в поле официальной советской культуры, но влияющие друг на друга сферы творческой деятельности, границу между которыми исследовательница проводит преимущественно «по стилистическому признаку». Именно анализ стиля дает возможность проследить «эволюцию взглядов Синявского-критика и способа их выражения» за время до ареста (с. 27).
Т. Ратькина показывает, что первые выступления Синявского в советской печати — авторефераты его дипломной работы об эстетике Маяковского (1950) и кандидатской диссертации о романе «Жизнь Клима Самгина» Горького (1952) — несут печать официозного стиля и перегружены штампами. Однако уже в статьях о советской поэзии «День русской поэзии» (1959), «За поэтическую активность» (1961), «В защиту пирамиды» (1965) намечается «динамизация стиля», появляются попытки «вступить с читателем в диалог» (с. 32-33). Т. Ратькина объясняет это влиянием терцевской эстетики: «…дарование Абрама Терца оформилось, окрепло, и лукавый воришка начал влиять на произведения либерального критика» (с. 36). К свойственной Терцу экспрессивной манере письма Синявский приближается и в критических статьях о поэтах Софронове и Долматовском (с. 40-42), а также в сатирической рецензии на роман Шевцова «Тля» (с. 40-41).
Точки сближения «Синявского» и «Терца» обнаруживаются и на содержательном уровне. Исследовательница подчеркивает, что критик всегда стремился оценивать «современную поэзию лишь по художественным критериям» (с. 32), а «борьба со стандартом во всех его проявлениях была одной из главных задач творчества Синявского и его alter ego Абрама Терца» (с. 33). Так, разбирая стихи советских поэтов, Синявский критиковал в них «стилистическое однообразие» (с. 33) и «эклектицизм» (с. 36), что созвучно его размышлениям в написанной под маской Терца работе «Что такое социалистически реализм?» (1958). Далее, в статье о советской фантастике «Без скидок» (1961), несмотря на необходимые идеологические уступки, критик разрабатывает общий для Синявского и Терца вопрос о соотношении искусства и действительности. Т. Ратькина справедливо называет ее «одним из кирпичиков в фундаменте «фантастического реализма»», о котором Синявский не раз говорил в поздних работах (с. 43).
Наконец, в предисловии к однотомнику стихотворений Б. Пастернака (1965), вышедшему в серии «Библиотека поэта», Синявский принципиально не идет на уступки официальной идеологии и отказывается писать о «политических и философских ошибках» поэта, рассматривая его творчество подчеркнуто с художественной стороны (с. 52-53). Синявский формулирует важную для себя и Терца мысль о «погружении в текст» и «обретении независимости в сфере искусства» (с. 55-56). Т. Ратькина подчеркивает, что в этой статье писатель «доходит до границ дозволенного в официальной советской культуре», пересечь которые он сможет лишь в «терцевском» амплуа (с. 55-56).
Противопоставление «Синявского» и «Терца» на стилистическом уровне обнаруживает свои границы при анализе позднего творчества писателя. После судебного процесса 1966 года, «реализовавшего» метафору Абрама Терца и превратившего Синявского в политзаключенного и аутсайдера официального культурного пространства, граница между «Синявским» и «Терцем» размывается, а в поздний период творчества отделить эти две сферы друг от друга практически невозможно. Взаимопроникновение и непрерывный диалог миров Синявского и Терца «приводит к эссеизации» произведений писателя, что придает им «динамику, драматизм и оригинальность» (с. 178).
Концепция двух творческих сфер находит отражение и в работах западных литературоведов. Оригинальный взгляд на распределение ролей в раннем творчестве Синявского-Терца предлагает швейцарский славист Ульрих Шмид. Указывая на идеологическую перегруженность советского литературного дискурса, исследователь отмечает, что для Синявского «не могло быть ничего более фиктивного, чем его роль литературного критика»3, так как любая критика, даже на художественном уровне, воспринималась как политический выпад. Развивая эту мысль, У. Шмид предлагает поменять «Синявского» и «Терца» местами и рассматривать ранние литературоведческие работы писателя как художественные произведения со своими «героями, действием и жанрами»4.
Анализ рецепции произведений Синявского-Терца, предпринятый в работе Т. Ратькиной, еще раз показывает, что оценки творчества писателя поляризуются именно по тем оппозициям, что заложены в его «литературной маске», так как «стилистические различия», о которых не раз говорил писатель, не ограничиваются собственно литературным стилем, но затрагивают «подсознательную область неприкосновенных „табу», общих для советского и эмигрантского «среднего читателя»»5.
Так, восприятие творчества Синявского-Терца неразрывно связано с вопросом авторства. Дискуссии о том, кому принадлежит данное произведение — Синявскому или Терцу, — не затихают и по сей день. С одной стороны, сама установка «литературной маски» Синявского на провокацию, нарушение границ и игру с читателем не подразумевает однозначного ответа на этот вопрос. С другой стороны, подобная реакция обнажает догматизм и идеологическую перегруженность советского литературоведческого дискурса. Таким образом, рецепция творчества Синявского-Терца оказывается связанной и с проблемой его адекватного (научного?) описания. Как справедливо отмечает Т. Ратькина, четкое разграничение науки и искусства не способствует восприятию эстетики Синявского-Терца. Подходить к творчеству писателя следует с учетом концепций специфики познания в гуманитарных науках, долгое время проникавших в русскую философскую литературу «лишь в критической форме» (с. 167). Эта специфика заключается в «стремлении выделить уникальность явления», в упоре на интуицию исследователя, его субъективное видение проблемы. Именно такой подход созвучен концепции «фантастического литературоведения», развиваемой Синявским-Терцем (с. 166-168).
Важная заслуга книги Т. Ратькиной заключается в актуализации творчества Синявского-Терца в российском литературоведческом дискурсе преимущественно как стилистического — эстетического — феномена. Снабженная подробной библиографией, она, несомненно, сможет стать хорошей базой для специального исследования отдельных произведений автора. А читателю, который только начинает знакомиться с художественным миром Синявского-Терца, эта книга поможет сориентироваться в противоречивых оценках творчества писателя, очень точно характеризующих русскую культуру в целом.
К. РАПП
г. Бад-Кроцинген
- Рубинштейн Н. Андрей Синявский — Абрам Терц: стилистические разногласия с советской властью // Вечерняя Москва. 11.10.2005.[↩]
- См. материалы Историко-литературных чтений, издаваемых «Центром книги Рудомино», а также появившиеся в последнее время статьи, например: Эткинд А. Седло Синявского: лагерная критика в культурной истории советского периода // НЛО. 2010. № 1; Жолковский А. «Пхенц» на рандеву: ню, меню, дежавю // НЛО. 2011. № 109. [↩]
- Schmid U. Literaturwissenschaft als Fiktion. Andrej Sinjawskijs frthe Arbeiten zur Sowjetliteratur // Neue Rundschau. 2010. № 2. S. 99. Перевод цитат здесь и далее мой. — К. Р.[↩]
- Ibidem. S. 99. [↩]
- Окютюрье М. ] Второй суд над Абрамом Терцем // Toronto Slavic Quarterly. 2006. №15.[↩]
Статья в PDF
Полный текст статьи в формате PDF доступен в составе номера №1, 2013