№7, 1972/Жизнь. Искусство. Критика

Страничка о своей работе

Продолжаем рубрику «Страничка о своей работе», в которой публикуются ответы, полученные редакцией, на следующие вопросы:

  1. Над чем Вы сейчас работаете?
  2. Какая из работ Ваших коллег (книги, статьи и т. д.) привлекла в последнее время Ваше внимание и почему?

 

 

Г. АЛИБЕКОВА

1. Мне кажется, в современном искусстве проблема синтеза, проблема взаимопроникновения и слияния жанров – интереснейшая тема для критика. Киноповесть, документальная проза, реалистическая литература, использующая самые разнообразные современные средства (формы условные, мифологические образы, приемы «киномонтажа» и др.), – все это говорит о необычайно интересных и новых процессах в советской литературе и искусстве. Все чаще мы сталкиваемся с такими явлениями, которые требуют расширения эстетических представлений критика. Назову хотя бы новые произведения И. Драча, повести А. Пайтык, А. Сулакаури, Р. Ибрагимбекова и многих других. Предполагаю провести сравнительное исследование новых процессов в азербайджанской литературе как составной части советской и мировой литературы. Пытаюсь сравнить и сопоставить наиболее заметные художественные явления современности (например, «Сто лот одиночества» Маркеса) с теми лучшими произведениями, что органически рождаются на национальной ночве в Азербайджане и других республиках.

2. Мне близки концепции критика М. Арифа. Особенно нравятся его статьи, посвященные современному литературному процессу. Его работы появляются не так часто, но они всегда искренни, объективны, доброжелательны. Беспристрастные, но заинтересованные суждения М. Арифа о творчестве молодых прозаиков и поэтов помогают им правильно оценить свои возможности. Могу отметить его интересную статью о молодом писателе Анаре на страницах газеты «Эдебийят ве инджесенет» в 1971 году.

г. Баку

 

Л. АХВЕРДЯН

1. Как филолог и театровед (я так и не сумел провести для себя четкого разграничения между этими двумя специальностями) работаю над монографией «История армянской драматической литературы и театра. 1901 – 1920 гг.». Тема – нетронутая. Это очень сложный и богатый событиями период, сложный и увлекательный… Однако целиком посвятить себя основной, к тому же плановой, работе, увы, нет никакой возможности. Отвлекают «текущие дела». Да и повседневная работа критика порою мне кажется куда более важной.

2. В Армении сегодня создалось такое положение: сильное литературоведение и слабая критика. Наиболее интересные работы за последние годы – литературоведческие. Самая, на мой взгляд, примечательная – это монография П. Аконяна «Хачатур Абовян. Жизнь. Творчество. Время» (Ереван, 1967). Книга, посвященная основоположнику новой армянской литературы и написанная на основе огромного фактического материала (автор работал многие годы в архивах Ленинграда, Еревана, Тарту и других городов), выделяется одним безусловным качеством: своей цели – в том числе и эмоционального воздействия на читателя – П. Акопян достигает беспристрастным анализом фактов. Если допустима параллель между литературоведением и художественной литературой, то я бы хотел сравнить манеру письма П. Акопяна с прозой Ю. Трифонова.

г. Ереван

 

 

Г. БЕРЕЗКИН

1. В Минске вышел из печати новый сборник моих статей – о белорусских поэтах разных времен и поколений, разных судеб.

Готовлю к изданию на русском языке книгу о Янке Купале. Приступил к работе над сборником статей, объединенных общей темой: взаимоотношения белорусской и русской (классической и советской) поэзии.

2. С неизменным интересом читаю и перечитываю работы Н. Берковского о литературе и театре: в них есть драгоценное, на мой взгляд, качество – умение критика (говоря языком Достоевского) «уйти в идею» произведения, умение находить множество разнообразных нюансов этой идеи, оставаясь на почве живого и непосредственного восприятия художественного явления.

Среди критиков, пишущих о современной поэзии, хотелось бы отметить В. Огнева и Ст. Рассадина. Запомнились работы С. Великовского о французской литературе (Элюар, Камю) и Н. Павловой – о немецкой (экспрессионисты, Брехт). Всегда значителен и глубок С. Аверинцев. Жаль, что мало пишет и печатается И. Дедков.

г. Минск

 

 

Вл. ГУСЕВ

1. Обычно бывает, что вопросы теоретического порядка разрабатываются применительно к классикам. Более дальним или более близким, но – классикам. Меня волнуют теоретические проблемы применительно к текущему литературному процессу последних десяти – двадцати лет. В принципе написана большая работа о поэзии и прозе 60-х годов; продолжаю над ней трудиться: расширять, сужать, отделывать, обдумывать до конца. Меня занимает, в чем состоит объективное соотношение в искусстве социального и духовного, как это проявлено в стиле, в различных школах поэтики, сложившихся в нашей литературе.

2. Естественно, что меня прежде всего интересуют статьи и книги, теоретические по своей направленности и при этом «стилевые», ориентированные на поэтику в философской ее интерпретации. В данный конкретный момент в поле зрения новые работы Д. Лихачева и П. Гайденко.

 

 

М. КАРАТАЕВ

1.

Цитировать

Березкин, Г. Страничка о своей работе / Г. Березкин, А. Эфендиев, Л. Ахвердян, Л. Фоменко, Г. Алибекова, Л. Каюмов, В. Новиков, Й. Ланкутис, М. Каратаев, Ю. Суровцев, В.И. Гусев, И. Соколова // Вопросы литературы. - 1972 - №7. - C. 89-96
Копировать