Среди журналов и газет
М. Коцюбинский в Крыму.«Крым произвел на меня такое сильное впечатление, что я ходил здесь как во сне и только теперь, немного освоясь и привыкнув, мог взяться за перо, чтобы написать Вам несколько слов», – писал Михаил Коцюбинский литературоведу М. Комарову во время своей первой крымской поездки в 1895 году. В сентябре того же года в Симеиз к писателю приехала его невеста В. Дейша, на которой он вскоре женился.
Весной следующего года Коцюбинские приехали в Алупку. И на этот раз пребывание Михаила Михайловича в Крыму было связано с участием в работе филлоксерной комиссии (по борьбе с вредителями винограда). В Алупке он закончил рассказ «Пеконтьор». Поездка по полуострову обогатила писателя новыми впечатлениями, которые нашли отражение в новеллах «В сетях шайтана», «На камне», «Под минаретами» и др.
Летом 1904 года Коцюбинский приехал в Крым на отдых. После недельного пребывания в Севастополе и поездки по Южному берегу писатель посетил Козьмодемьянский монастырь. На этом материале им был написан атеистический рассказ «В грешный мир».
Летом 1911 года Коцюбинский собирался поехать к Горькому на Капри (писатели познакомились там еще в 1909 году), но заболел младший сын Роман, и семья Коцюбинских приехала в июне в Симеиз. «Никого из знакомых здесь нет у меня, – писал Михаил Михайлович. – Я одинок, вот разве дети, те не оставляют меня ни на минуту. Дважды ходил с ними в Алупку – чудное место! Целебный крымский воздух, волшебная природа снимают усталость».
Ныне в Симеизе в этом доме, на Октябрьской улице, открыт мемориальный музей. Его экспозиция рассказывает о жизненном и творческом пути классика украинской литературы. Материалы, связанные с пребыванием Коцюбинского в Крыму, занимают в нем особое место. («Таганрогская правда», 5 сентября 1970 года.)
Из архива А. Ахматовой. Недавно в Публичную библиотеку имени М. Е. Салтыкова-Щедрина передано более двух тысяч документов, находившихся в архиве А. Ахматовой. Среди бумаг червовые записи, заметки, неоконченные очерки – материалы к автобиографической книге, которую Ахматова называла «Книгой прозы». Работу над рукописью писательница начала во второй воловине 50-х годов, но завершить ее не успела. Как рассказ о себе, о времени, о судьбах поколения, к которому она принадлежала, была задумана эта книга.
В материалах книги – наброски воспоминаний о современниках, прежде всего о поэтах и живописцах – Александре Блоке, Амедео Модильяни. Интересны суждения писательницы о литературном творчестве вообще и о молодых советских поэтах в частности.
Поэзии «в двадцатом веке суждено цвести именно на моей Родине», – писала Ахматова в своей неоконченной биографии.
Хотите продолжить чтение? Подпишитесь на полный доступ к архиву.
Статья в PDF
Полный текст статьи в формате PDF доступен в составе номера №2, 1971