№3, 1967/Литературная жизнь

Споры о критике в Варшаве

Литературные дискуссии последних лет все чаще выходят за чисто профессиональные рамки. Достаточно припомнить хотя бы темы дискуссионных встреч таких международных писательских организаций, как Европейское сообщество или международный Пен-клуб, и станут очевидными характер и направленность споров.

В 1962 году Европейское Сообщество писателей на своем созванном во Флоренции конгрессе обсуждало проблему взаимодействия литературы с кино, радио, телевидением. В 1965 году международный конгресс Пен-клуба в Бледе (Югославия) был посвящен теме «Писатель в современном обществе». Проблемы критики обсуждались и на других международных конгрессах.

Недавняя встреча литературных критиков 17 стран, состоявшаяся в Варшаве в ноябре 1966 года и созванная польской секцией Европейского сообщества писателей, также была посвящена теме «Литературная критика, проблемы национальной литературы и универсальность современной культуры», выходящей за чисто литературные рамки. Участникам встречи было предложено для обсуждения два доклада. Один из них сделал известный французский критик и литературовед Пьер де Буадеффр, говоривший о «Литературе для всех». Второй доклад прочел польский исследователь литературы Ян Блонский, посвятивший свое сообщение проблеме взаимосвязи национальных литератур и универсальной культуры. Пьер де Буадеффр высказал весьма оптимистическую точку зрения, основанную на действительно увеличивающихся возможностях доступа к культуре широких масс, он с решительным одобрением отнесся ко всей сумме явлений, которые сегодня на Западе принято относить к области «культуры для масс». Он утверждал, что действительно возросшие и в этих странах тиражи книг, широкая доступность телевидения и радио, доступность репродуцированных произведений изобразительного искусства и легкость воспроизведения музыки сами по себе свидетельствуют о росте культуры народа и что в условиях общества, в котором он сам живет и работает, литература также становится достоянием каждого человека.

Отнюдь не солидаризуясь с позицией снобистской критики «культуры для масс», мы вместе с тем не можем не выразить некоторых сомнений насчет обоснованности безоговорочного оптимизма французского докладчика. Конечно, можно лишь радоваться тому, что среди оставляемых на скамьях пригородных поездов Нью-Йорка или Парижа «пэйпербэкс» есть не только похождения Джеймса Бонда, но и выпущенные массовыми тиражами дешевые и доброкачественные издания Флобера, Достоевского, Фолкнера. И все же, прежде чем согласиться с оптимистическими выводами Буадеффра насчет демократизации культуры, осуществляемой при помощи «масс медиа», мы позволим себе поставить некоторые вопросы.

В условиях так называемого «потребительского общества» действительно появилась возможность массового, технически доброкачественного, серийного воспроизведения и распространения «изделий культуры» (книги, репродукции живописи, записи музыкальных произведений и т. д.). Производство этих «изделий» подчиняется тем же закономерностям, которые действуют в других отраслях производства потребительской продукции.

Цитировать

Брейтбурд, Г. Споры о критике в Варшаве / Г. Брейтбурд // Вопросы литературы. - 1967 - №3. - C. 250-251
Копировать