Социалистический культурный прогресс и научно-техническая революция
Вот уже почти три месяца, как завершил свою работу XXVI съезд КПСС, и страна приступила к реализации его масштабных предначертаний. В советском обществе каждый партийный съезд является историческим событием, открывающим новые горизонты в жизни народа. Прошедший съезд, определив основные направления экономического и социального развития страны на 1981 – 1985 годы, наметил перспективы дальнейшего движения нашего общества по пути прогресса.
В Отчетном докладе ЦК КПСС, с которым выступил на XXVI съезде Л. И. Брежнев, подчеркивается, что «в период развитого социализма завершается перестройка всех общественных отношений на внутренне присущих новому строю коллективистских началах. Эта перестройка охватывает и материальную, и духовную сферы, весь уклад нашей жизни».
В осуществлении этой перестройки, обнаруживающей динамичную взаимосвязь материальной и духовной сфер нашей общественной жизни, партия ныне придает важное значение и задаче соединения достижений научно-технической революции с преимуществами социализма, развитию науки и техники в гармоничном соответствии с дальнейшим прогрессом социалистической культуры. Это творческое взаимопроникновение повышает духовный потенциал реального социализма, расширяет и обогащает идейно-нравственный мир человека.
В принятом на XXVI съезде КПСС документе «Основные направления экономического и социального развития СССР на 1981 – 1985 годы и на период до 1990 года» в качестве одной из важнейших выдвинута задача «развивать социалистическую культуруи искусство, повысить их роль в формировании марксистско-ленинского мировоззрения, более полном удовлетворении многообразных духовных потребностей советских людей».
Следует отметить, что о социалистической культуре, опираясь на выдвинутое в докладе Л. И. Брежнева на июльском (1978 года) Пленуме ЦК КПСС положение, можно говорить как о «культуре, понимаемой в самом широком смысле слова как культура труда, быта, человеческих отношений».
Реальный социализм создает благоприятные условия для развития социалистической духовной культуры, для распространения и укрепления ее ценностей в общественном сознании. Практика коммунистического культурного строительства в современных условиях требует все более глубокого научного осмысления духовных процессов, идущих в жизни общества. Этим требованием определяется сегодня взаимодействие науки о культуре и практики, повышение роли теории культуры в объяснении сложных общественных процессов современности. На необходимость дальнейшего развития теоретического анализа духовной культуры постоянно указывается в партийных документах. Более того, в них определены магистральные линии этих исследований. В Основных направлениях, утвержденных XXVI партийным съездом, среди важных задач, поставленных перед общественными науками, подчеркнута необходимость сосредоточить усилия на разработке проблем «коммунистического воспитания, всестороннего и гармоничного развития человека, социалистического образа жизни».
В настоящее время в области марксистско-ленинского философского знания идет активный процесс разработки теории культуры. Фундаментальные теоретико-методологические и мировоззренческие положения марксизма-ленинизма, касающиеся общества и культуры, находятся в центре исследования советской философской мысли.
Одним из важных направлений в исследовании является изучение духовной сферы общественной жизни людей в нашей стране, культурного прогресса в связи с таким глобальным процессом, как научно-техническая революция. Особое значение приобретает теоретическая разработка динамичной модели социалистической культуры с учетом влияния на нее науки и техники.
В современных исторических условиях, как и всегда, общественное бытие многомерно и его развитие определяется рядом тенденций как внутреннего, так и внешнего характера. Но в нашем обществе выделяется основное направление его развития – путь социалистического и коммунистического строительства. На каждом историческом отрезке этого пути – как и для процесса развития в целом – члены общества определяют конкретные цели и задачи своей социальной и культурной деятельности, возможные средства их решения, критерии оценки достигнутых результатов. Иными словами, определяется сфера должного. Это происходит на всех уровнях общественного сознания – от обыденных представлений до осмысления в сфере искусства, науки, философии. В философии и теории культуры такая совокупность представлений о должном, желаемом, «оптимально» возможном в сфере социокультурного бытия на данном этапе реального социализма выступает своего рода перспективной моделью социалистической культуры. В искусстве – это образы современного человека, которые могут служить примером для подражания, идеалы отношений, чувств, поступков людей.
Сегодня в новой исторической ситуации наши искусство и наука о культуре ищут ответа, хотя и с помощью различных средств, на одни и те же вопросы: каким должен быть советский человек, что такое социалистический образ жизни, каковы сегодня основные формы воплощения социалистической культуры? И вот на страницах литературного журнала хотелось бы поделиться тем, что в этой области достигнуто советскими исследователями культуры.
Социалистический культурный прогресс – процесс, протекающий во всех сферах нашей культуры, и в пределах статьи вряд ли можно охарактеризовать его во всем объеме. Я остановлюсь только на взаимосвязи духовной, и в частности художественной1, культуры и научно-технической революции в современных условиях.
- КУЛЬТУРНЫЙ ПРОГРЕСС И НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ
В настоящее время духовная жизнь развитого социализма во многом связана с научно-технической революцией. Этот процесс придает духовной культуре динамизм и активность, способствует позитивным изменениям общественной жизни, является могучим стимулом, побуждающим людей к преобразованию природы, общества и самих себя. В то же время в сфере духовной культуры формируются сегодняшние критерии для оценки людьми целей и последствий своих воздействий на природу и общество. Результаты и последствия научно-технической революции имеют определенный культурный смысл и, конечно, не одинаково проявляются в различных общественных системах. И поэтому сам процесс получает различные, порой прямо противоположные, оценки у исследователей. В социалистическом обществе эти последствия могут быть правильно оценены и поняты лишь после того, как будут поставлены в связь со всей совокупностью социальных и культурных преобразований, осуществляемых обществом. Буржуазные идеологи истолковывают значение науки и техники в жизни общества односторонне. Технократы усматривают в них главную и единственную тенденцию общекультурного развития. В антитехнократических концепциях будущее культуры, ограниченное лишь рамками научно-технического развития, предстает как нечто угрожающее и враждебное гуманистическому идеалу личности. Тем самым искажается действительная культурно-историческая перспектива развития, не учитывается то принципиально новое, что несет с собой наука современной культуре.
Научно-техническая революция обусловливает в современном социалистическом обществе высокую сложность как системы его материального производства, так и духовной жизни. В этой ситуации адекватное функционирование культурных ценностей, то есть их соответствие потребностям людей и способность обеспечивать совокупность общественных целей и норм, невозможно без активной деятельности людей по освоению этих норм, без выработки навыков оперирования ими, без научного анализа социальной действительности и управления процессами их освоения.
В социалистическом обществе научно-техническая революция эффективно способствует распространению не только познавательных, но и художественных ценностей, создает материально-технические возможности для внесения их в быт и повседневную жизнь народа. Сегодня оправдываются слова, что «нет ровно никаких технических препятствий тому, чтобы сокровищами науки и искусства, веками скопленными в немногих центрах, пользовалось все население, размещенное более или менее равномерно по всей стране» 2.
Весьма примечательной особенностью научно-технической революции в условиях социализма является то, что она стимулирует ускорение темпов культурного прогресса. Рост народного образования и просвещения, совершенствование системы культурного обслуживания народа, развитие коммуникационных процессов способствуют формированию многогранной личности социалистического типа. В свою очередь развитие индивидуальных способностей советских людей в сочетании с формированием у них коммунистического мировоззрения самым благотворным образом влияет на дальнейшее движение науки и техники, гуманизируя формы и условия их реализации. Здесь, в сущности, перед нами одно из проявлений той диалектической взаимозависимости, которая была глубоко раскрыта в докладе Л. И. Брежнева на XXVI съезде КПСС. «Советский человек, – подчеркнул Генеральный секретарь ЦК нашей партии, – это добросовестный труженик, человек высокой политической культуры, патриот и интернационалист. Он воспитан партией, героической историей страны, всем нашим строем. Он живет полнокровной жизнью созидателя нового мира». Но это не значит, «что мы уже решили все вопросы, связанные с формированием нового человека. Задач здесь стоит перед нами немало. И успех воспитания обеспечивается лишь тогда, когда оно опирается на прочный фундамент социально-экономической политики.
Мы располагаем большими материальными и духовными возможностями для все более полного развития личности и будем наращивать их впредь. Но важно вместе с тем, чтобы каждый человек умел ими разумно пользоваться. А это, в конечном счете, зависит от того, каковы интересы, потребности личности. Вот почему в их активном, целенаправленном формировании наша партия видит одну из важных задач социальной политики».
Научно-техническая революция и культурный прогресс в условиях социализма взаимосвязаны. Ибо здесь объективный процесс научно-технического развития общества и вызванные им качественные изменения и темпы развития всех его сфер оцениваются людьми с точки зрения гуманистических критериев. Они предполагают отбор и использование духовных ценностей в интересах многогранного развития человека, приобщение всего народа к достижениям мировой культуры и сознательно-активному участию в развитии социалистических духовных ценностей. Культурный прогресс в нашей стране отмечен активным взаимодействием интеллектуальной, этической и эстетической сфер, обогащением научного знания идеями добра и красоты.
Очевидно, что решение стоящих перед советским обществом задач не может быть достигнуто без успешного развития науки и техники, но, естественно, не может быть сведено только к нему. Если назначение научно-технической революции заключается в развитии материально-технической базы общества средствами наук (преимущественно естественных и технических), то сущность социалистической культурной революции состоит во всестороннем культурном, идейном обогащении личности, в активизации ее социального творчества. При этом следует иметь в виду, что художественные ценности представлены в духовной культуре социализма полноправно, что ценности науки и техники здесь не являются доминирующим элементом. Более того, в принципе они имеют подчиненное значение и направлены на удовлетворение человеческих потребностей. А это в свою очередь предполагает не только постоянное увеличение объема информации, которой располагают члены общества, но и совершенствование всей системы распределения духовных ценностей, в том числе произведений литературы и искусства. Возможности развития отношений между людьми и художественными ценностями при социализме постоянно увеличиваются в результате массового характера художественной деятельности и как следствие высокого престижа всей сферы художественного творчества. Превращение этих возможностей в реальность есть вклад в прогресс и художественной культуры, и культуры в целом.
Задача соединения научно-технических достижений с гуманистическими ценностями социалистической культуры решается в нашей стране целенаправленно, с помощью системы идейно-воспитательной и культурно-просветительной работы, организованной в масштабе всего общества, при активном участии деятелей литературы и искусства. Это один из важнейших участков деятельности Коммунистической партии и Советского государства. Приобщение народа к ценностям социалистической культуры является магистральной социальной задачей, осуществляется на уровне общегосударственной политики, составляет одно из непременных условий социального и культурного прогресса. И конечным результатом этого процесса является формирование сознательной и социально активной личности, способной самостоятельно решать сложные проблемы общественного и личного характера.
В социалистическом обществе народ – активно действующий субъект, непосредственно участвующий в создании и развитии культуры. Целью социального и культурного развития советского общества в современных условиях является не только предоставление трудящимся культурных благ, но, прежде всего, стимулирование их собственной культурной инициативы, создание всех необходимых условий для творческого приложения своих знаний и способностей. Успех научно-технической революции, ее благотворное воздействие на духовную жизнь людей могут быть обеспечены только участием всех членов общества в реализации и осмыслении каждой ступени этого процесса в соответствии с критериями социального и культурного прогресса. С этого начинается гуманизация научно-технической революции.
Такая направленность развития духовной жизни поддерживается социалистической художественной культурой, вобравшей в себя все многообразие гуманистических идей, выработанных человечеством в ходе общественного развития. Оставаясь неизменными в своей гуманистической основе, литература и искусство в социалистическом обществе находятся в постоянном движении, чутко реагируя на социальные и культурные изменения. «Истекшее пятилетие, – как справедливо подчеркнул с трибуны XXVI съезда партии Г. Марков, – отличалось широким и смелым выходом литературы и искусства к темам и проблемам, связанным с художественным осмыслением самоотверженного труда советского народа, претворяющего в жизнь грандиозные планы партии по строительству коммунизма». Утверждаемые художественным творчеством образы, ценности, идеалы обновляются в зависимости от тех социальных задач, которые встают перед обществом на каждом этапе его развития, в том числе в связи с научно-технической революцией.
Являясь сложным общественным феноменом, художественная культура присущим ей способом отражает выработанные в обществе формы общения и нормы поведения, которые, «опредметившисъ» в жизнедеятельности людей, став их привычкой, входят необходимой составной частью в их образ жизни. Кроме того, произведения искусства и литературы становятся «ядром» ситуаций неформального общения. Вокруг художественных произведений обычно рождаются самые разнообразные человеческие отношения, создаются определенные конкретные нормы и формы общения. Следует оговорить, что в духовной культуре, в том числе в художественной, происходит постоянное изменение этих норм, возникновение и утверждение новых норм, соответствующих конкретно-историческим условиям. Высокая культура человеческих отношений в современных условиях объективно способствует наиболее полному самовыражению личности. Вот почему для социалистической культуры столь важной является эта сфера. Соответствующие ценностям социализма формы этих отношений требуют от личности осознания нравственной значимости социальных связей, уважения к индивидуальности каждого человека.
Одним из следствий научно-технической революции в условиях реального социализма, когда достижения науки и техники значительно приблизились к человеку, является то, что в обществе образовался высокий уровень доверия к сфере знания, и очень возросла степень интеллектуализации широких социальных слоев. Это в свою очередь вызвало рост интереса к философскому постижению действительности художественными средствами. Отсюда, весьма знаменательны и правомерны творческие удачи таких писателей, как Ч. Айтматов, В. Распутин, серьезный общественный интерес к их произведениям, в которых показано, как современный советский человек стремится понять и осознать себя и свое социокультурное окружение во всей полноте и глубине. Это и понятно, так как рост интеллектуализации культуры и обогащение всей сферы общественного сознания, рост объема индивидуального социально значимого знания позволяет людям лучше ориентироваться в современных социальных и культурных процессах. Повышение общего культурного уровня трудящихся создает необходимые условия для успешного использования ими в своей повседневной практике художественных ценностей и ценностей науки в качестве ориентиров для самоопределения и личностного развития. Итак, прогрессивное движение культуры социализма предполагает сочетание рациональных компонентов с нравственными, эстетическими, эмоциональными. Это, в частности, необходимо для борьбы с воинствующей посредственностью, невежеством, примитивизмом, носители которых обычно вооружаются социальной демагогией, чтобы встать на пути талантливого, необычного, дерзновенного. В нем они видят опасность для себя, для практики своего приспособления к жизни. Советская художественная литература чутко реагирует на подобные явления. В связи с этим уместно напомнить о романе Д. Гранина «Картина», где писатель раскрывает всю сложность борьбы своего главного героя. В столкновении с посредственностью человек, наделенный тонким эстетическим и художественным видением, при всей своей художественной необразованности, оказывается сильнее. Он сумел отстоять прекрасное и отдать его людям своего родного города, выступить как подлинный носитель социалистических ценностей.
В докладе Л. И. Брежнева на XXVI съезде КПСС отмечалось, что «больше внимания требуют социальные последствия научно-технической революции». Во взаимодействии социалистической культуры и научно-технической революции имеются различные проблемы и трудности, свои коллизии и противоречия. Здесь необходим научный, партийный подход, требующий объективного анализа исторических достижений социалистической культуры, мужества и реализма при решении возникающих сложных проблем, при выявлении и преодолении недостатков, уверенности и оптимизма, когда речь идет о перспективах духовной жизни в период зрелого социализма.
Дальнейшее развитие науки и техники в условиях социализма непосредственно связано с формированием и совершенствованием соответствующей коммунистическим идеалам совокупности ценностей, определяющей движение всей духовной жизни общества.
- Художественная культура – достаточно емкое социально-философское понятие. В его содержание входят художественные ценности, к которым относятся произведения искусства и литературы прошлого и настоящего, художественные принципы и идеи, организующие художественную культуру социализма; способы создания и функционирования художественных ценностей, их усвоения и потребления.[↩]
- В. И. Ленин, Полн. собр. соч., т. 5, стр. 151.[↩]
Хотите продолжить чтение? Подпишитесь на полный доступ к архиву.
Статья в PDF
Полный текст статьи в формате PDF доступен в составе номера №5, 1981