Собирая XX век: маргиналии составителя
Состоявшийся в конце 2017 года выход первого тома словаря «Русские литературоведы ХХ века» избавляет от необходимости повторять сформулированные в установочных преамбулах принципы издания и накладываемые на него ограничения [Клинг 2017; Клинг, Масловский, Холиков 2017; Холиков 2017]. Вместе с тем задуманная нами около десяти лет назад энциклопедическая трилогия еще не завершена, и это позволяет не только прислушаться к звучащим наряду с похвалами конструктивным замечаниям со стороны (главные из которых — дополнения к словнику и полнота его реализации), но и представить, так сказать, инсайдерскую точку зрения на живой редакционный процесс.
Речь здесь, конечно, не пойдет о том, что называется «человеческим фактором» при подготовке подобного рода изданий. Сохраним эту личную информацию для будущих мемуарных очерков о комических и драматических эпизодах, с которыми случается сталкиваться в работе. Ведь в конце концов придется признать, что к литературоведам нового века тоже применимы слова известного булгаковского персонажа: «Люди как люди <…> в общем, напоминают прежних…» Кое-кто и теперь, по старой советской традиции, пишет доносы в «вышестоящие инстанции» на членов редколлегии, допустивших «редакторский произвол» при установлении объема статей или выборе размера фотопортретов во вкладках; кто-то хладнокровно отрекается от «бывших» учителей или боится испачкать свое имя, сделав его подписью к статье о «скомпрометировавшем» себя ученом, и так далее. Но в большинстве наши авторы (а только в первом томе участие приняли 254 исследователя из российских и зарубежных учебно-научных центров) — самоотверженные, бескорыстные и отзывчивые профессионалы, без которых столь масштабный проект невозможно осуществить. К сожалению, для некоторых из них подготовка словарных статей стала последней в жизни научной работой. Сохранить память об ушедших коллегах, собрать в их многоликих человеческих портретах и различных научных судьбах разбросанный на части (если не сказать — растерзанный) ХХ век — не только цель Словаря, но и безусловный этический императив истории литературоведения как гуманитарной дисциплины.
Однако собирание имен (вещь первостепенная) неотделимо от попыток осмыслить прошлое. И составление подобного рода изданий — акт, с одной стороны, невольной канонизации ученых, а с другой — их неизбежной ценностной иерархизации. Отсюда и чья-то субъективная неудовлетворенность, и объективные трудности, которые не вербализовать в тесных рамках «конвойных» статей. Но высказаться о них необходимо хотя бы «на полях» готовящихся томов.
Несмотря на постулируемую строгость формата «Русских литературоведов ХХ века», мы отказались от исключительно позитивистского принципа подачи материала. Разумеется, главное в справочнике-энциклопедии — фактография. Но важно при этом не засушить героя. «…Литературоведение, — согласимся с С. Бочаровым, — это тоже литература» [Бочаров 1999:
Хотите продолжить чтение? Подпишитесь на полный доступ к архиву.
Статья в PDF
Полный текст статьи в формате PDF доступен в составе номера №1, 2019
Литература
Бочаров С. Г. Сюжеты русской литературы. М.: Языки русской культуры, 1999.
Клинг О. А. Русское литературоведение ХХ века: история в лицах // Русские литературоведы ХХ века: Биобиблиографический словарь [в 3 тт.]. Т. 1: А—Л / Сост. А. А. Холиков; под общ. ред. О. А. Клинга и А. А. Холикова. М.—СПб.: Нестор-История, 2017. С. 5—7.
Клинг О. А., Масловский В. И., Холиков А. А. От редакции // Русские литературоведы ХХ века: Биобиблиографический словарь [в 3 тт.]. Т. 1: А—Л. 2017. С. 12—13.
Хализев В. Е. В кругу филологов: Воспоминания и портреты. М.: Прогресс-Плеяда, 2011.
Холиков А. А. Теоретико-методологические замечания // Русские литературоведы ХХ века: Биобиблиографический словарь [в 3 тт.]. Т. 1: А—Л. С. 8—11.