№1, 2006/Материалы и сообщения

Смердяков, ошибка природы: взгляд с позиций биопоэтики. Перевод с английского А. Горбуновой

Биопоэтика пытается способствовать рациональному истолкованию великих произведений искусства, воспринимая человека с позиции эволюционной психологии. Влияют ли гены на поведение – спорный вопрос и, конечно, наши предположения, касающиеся взаимоотношений различных сторон человеческой природы, представленных в романе Достоевского, нуждаются в обширном и тщательном изучении; я ограничусь лишь случаем Смердякова – его незаконного рождения и врожденных отклонений.

Трудно поверить, что автор «Записок из подполья» проявил бы доверие к биопоэтическим штудиям, учитывая его очевидное несогласие с теориями детерминизма, угрожающими превратить человека в «шифтик»1. Однако не так уж важно, что сказал бы по этому поводу автор. Предопределено или нет наше поведение факторами эволюционной теории, решает не он и не мы, даже если, как и в других случаях применения научного подхода и логики к поведению, это ограничивает нашу свободную волю. Теория нового дарвинизма выявляет в таких произведениях, как «Братья Карамазовы», соответствие эволюционным теориям вне зависимости от замысла автора. Показательным примером может послужить суд над Дмитрием Карамазовым. Прокурор, Ипполит Кириллович, пытается объяснить поведение подсудимого его «широкой, карамазовской натурой», которая, следовательно, способна «вмещать всевозможные противоположности и разом созерцать обе бездны» – что бы это ни означало. Очевидно, что его анализ по большей части основывается на словах Ракитина, которого он цитирует, говоря об общей склонности Карамазовых, натур «разнузданных, безудержных», доходить до крайностей. Это суждение не оставляет у читателя впечатления новизны, так как и Ракитин, и сами братья не раз высказываются на эту тему в романе.

Аргументы прокурора затрагивают вопрос об общей генетической наследственности, которая создает карамазовскую натуру, – об этом, преимущественно, и говорят все персонажи. Как отмечали многие исследователи, Карамазовы являются семьей только в смысле биологическом, поскольку их не связывает совместный жизненный опыт и общение. Стоит поразмыслить, почему рассказчик Достоевского так детально и с таким усердием повествует о происхождении каждого из братьев. Если действие происходит в середине 1860-х, значит, эти сведения относятся к 1830-м и последующему времени. Очевидно, семена преступления были посеяны еще в далеком прошлом.

Достойно удивления, насколько члены одной семьи могут быть похожими друг на друга, без ущерба для собственной уникальности, как и происходит в случае с Карамазовыми. Действительно, отчего они вообще ведут себя как семья, если не вследствие ощущения некоего генетического родства? Конечно, это ощущение присутствует постоянно: Карамазовы, хотя и лишенные опыта совместной жизни, встречаются друг с другом в соответствии с общепринятыми понятиями о родстве. Майкл Холквист считает, что братьев объединяет лишь угнетение со стороны отца## Holquist Michael. How Sons Become Fathers //Fyodor Dostoevsky’s The Brothers Karamazov /ed. Harold Bloom, New York:

  1. Другие романы Достоевского рассматриваются с позиций биопоэтики в статьеCox Gary D. The Biology of Dostoevsky’s «Crime and Punishment»: Cultural Text as Adaptive Mechanism// Sociobiology and the Arts. Amsterdam: EditionsRodopi, 1998.[]

Статья в PDF

Полный текст статьи в формате PDF доступен в составе номера №1, 2006

Цитировать

Кук, Б. Смердяков, ошибка природы: взгляд с позиций биопоэтики. Перевод с английского А. Горбуновой / Б. Кук // Вопросы литературы. - 2006 - №1. - C. 108-122
Копировать