№11, 1963/Теория литературы

«Слуга народа» – Саят-Нова

С XV века в Армении начинает заметно ослабевать интерес к эстетической мысли, в разработке которой наступает застой, длящийся вплоть до середины XVII века. Это было связано с общим упадком теоретической мысли и отчасти искусства, вызванным тем, что, начиная с нашествия монголов, Армения надолго превратилась в арену борьбы между различными иноземными захватчиками, длительное и разорительное господство которых привело к деградации не только в экономической жизни страны, но и в сфере духовной культуры.

Определенное оживление в идеологической жизни Армении, связанное с активизацией деятельности армянской торговой буржуазии и известным укреплением ее политических позиций, наблюдается начиная с XVII века. Это оживление выразилось в восстановлении старых и создании ряда новых школ, в которых изучали не только теологию, но и философию, историю и историю культуры Армении, армянский язык, собирали письменные памятники прошлого, занимались переводами, составлением словарей.

Хотя по идейно-политической направленности школы эти были выразителями взглядов и интересов феодально-клерикальных слоев армянского общества того времени и отличались консерватизмом, их большое общекультурное значение заключалось в возрождении интереса и вкуса к научно-теоретической деятельности. Значительную роль в процессе возрождения интереса, в частности к эстетике, сыграл деятель XVII века Степанос Львовский, живший в Эчмиадзине. Его перу, наряду с другими работами, принадлежит и «Лексикон философских и богословских понятий» (1660), в котором автор много места и внимания уделяет также проблемам эстетики, в том числе определению и толкованию ряда эстетических категорий.

Если активизация идеологической жизни Армении в XVII веке проходила в рамках старой феодальной идеологии, то XVIII век характеризуется появлением, наряду с ней, новых веяний, новых идей, связанных с общим подъемом национально-освободительного движения и предваряющих собою многостороннее развитие духовной жизни армянского народа в XIX веке. Утверждаясь в борьбе против господствовавшей консервативной феодально-клерикальной идеологии, эти новые веяния свое наиболее полное и яркое выражение нашли, в частности, в общественно-политической и литературно-публицистической деятельности армянских буржуазных просветителей И. Эмина, М. Баграмяна, Ш. Шаамиряна и, с другой стороны, в творчестве народных певцов-гусанов (ашугов).

Победа гусанской поэзии над творчеством поэтов-церковников, которое еще задолго до этого стало переживать упадок, свидетельствовала о глубоко прогрессивном процессе эмансипации поэзии, ее высвобождения из-под влияния церкви и выхода на путь самостоятельного светского развития. Светские мотивы, которые прежде большей частью облекались в религиозную оболочку, ныне все более и более начинали выступать непосредственно, в открытом виде, без религиозно-церковного камуфляжа.

Среди многочисленных представителей мощного потока гусанской поэзии того периода пальма первенства, несомненно, принадлежит гениальному армянскому народному певцу XVIII века Саят-Нове (Арутюну Саядяну), 250-летие со дня рождения которого недавно отмечалось по решению Всемирного Совета Мира и в нашей стране, и далеко за ее пределами. Говоря словами В. Брюсова, Саят-Нова не только вознес «поэзию ашугов – на недосягаемую до него высоту», но и был именно тем певцом, который в то время, как умирала монастырская поэзия ученых монахов, наиболее полно «дал почувствовать, что армянская поэзия жива» она только ушла из монастырских стен в народ и зазвучала в свободных песнях ашугов, распеваемых на базарах, на площадях и на семейных торжествах, в скромных домах простолюдинов» 1.

Творчество Саят-Новы, как, впрочем, и других его современников-гусанов, формировалось не в отрыве от прежнего этапа развития армянской поэзии. Именно гусаны и были тогда подлинными наследниками и продолжателями достижений и лучших традиций яркой по своей самобытности средневековой армянской поэзии. Эта преемственная связь с поэтическими традициями прошлого осознавалась и порой прямо отмечалась лучшими представителями гусанской поэзии. «По заветам былых мастеров живу», – заявлял, например, о себе Саят-Нова.

Но Саят-Нова не только последний крупный представитель армянской средневековой поэзии, он вместе с тем и первый крупный Представитель поэзии нового времени.

Великий армянский поэт творил одновременно на армянском, грузинском и азербайджанском языках, являясь живым олицетворением вековой дружбы народов Закавказья. Песни его, получившие широкое распространение еще при его жизни, продолжают и по сей день, через два столетия после их создания, бытовать в народе и пользоваться большой популярностью и любовью.

Творчество Саят-Новы, которого В. Брюсов называл «поэтом оттенков», характеризуется как глубиной содержания, так и богатством, разнообразием и изяществом форм, и представляет огромный интерес для научного исследования. И не случайно к изучению поэтического мастерства гусана с середины прошлого века постоянно обращались представители научной мысли как армянского, так и грузинского и азербайджанского народов. Большой вклад в изучение наследия Саят-Новы внесли русские ученые, и прежде всего В. Брюсов. Работы о гусане публиковались также и на немецком, Английском и французском языках.

Но Саят-Нове по праву принадлежит место в истории не одной только армянской поэзии, но и армянской эстетической мысли.

Следует отметить, что практическое проявление новых тенденций в искусстве значительно опередило процесс обновления в сфере теории искусства, эстетической мысли. Оживление, теоретической мысли в Армении XVIII века не привело к появлению специальных работ по эстетике, в которых нашли бы свое выражение новые тенденции и взгляды. Это осуществилось лишь в XIX веке. Во второй же половине XVIII века официальным направлением как в художественной практике, так и в сфере эстетической мысли – был классицизм со своими устарелыми канонами и традициями. Эстетика армянского классицизма XVIII века несла на себе печать консервативности, была оторвайа от запросов и требований живой жизни.

Оплотом реакционного классицизма были прежде всего феодально-церковные круги, и особенно конгрегация мхитаристов в Венеции.

  1. В. Брюсов, Поэзия Армении и ее единство на протяжении веков – сб. «Об армянской литературе», Армгиз, Ереван, 1941, стр. 51, 52.[]

Цитировать

Хачикян, Я. «Слуга народа» – Саят-Нова / Я. Хачикян // Вопросы литературы. - 1963 - №11. - C. 86-91
Копировать