№1, 2021/Книжный разворот

С. И. Кормилов. История русской литературы ХХ века (20–90-е годы): основные тенденции

20 июня 2020 года не стало профессора МГУ Сергея Ивановича Кормилова. Книга, о которой здесь пойдет речь, вероятно, стала последним его крупным трудом.

В рецензируемом издании указано, что его жанр  учебное пособие для бакалавриата и магистратуры, хотя, по сути, это монография, которая будет интересна далеко не только бакалаврам и магистрам. Впрочем, им было бы полезно увидеть, что «литвед» можно обозревать и вот так  стереоскопически, то есть, как отметил рецензент С. Пинаев, «по всем основным параметрам теории литературы» (см. заднюю обложку книги).

Сверхзадача автора  построить теоретическую историю русской литературы ХХ века. Это попытка подойти к русской литературе комплексно: осветить проблему с целого ряда ракурсов. Такой сверхзадаче подчинена и необычная структура книги: здесь нет традиционного деления на периоды или перечисления основных имен, хотя, конечно, и классики (см. главу 5), и стадиальность (глава 3) выделены в отдельные разделы. Помимо этого есть еще история литературной критики (глава 4) и литературоведения (глава 6), а также, условно говоря, формальные вопросы: соотношение стиха  прозы, жанров  родов (глава 2).

Первая же глава посвящена общей проблеме теоретической истории. Здесь говорится о трех ветвях русской литературы: официальной советской, эмигрантской и «задержанной», то есть о «внутренней эмиграции»  о том, что писалось на родине, но без надежды на публикацию. По мысли автора книги, все три ветви дали замечательные произведения. При этом данные направления «эволюционируют по нисходящей от 20-х к 50-м гг., а во второй половине века медленно поднимаются, достигая неплохого уровня, но едва ли сопоставимого с уровнем классики ХХ века» (с. 44).

В основной теоретической главе также речь идет о направлениях в русской литературе, о разных подходах к их определению и сложностях при объективации этих различных литературных школ и методов (критический реализм, экспрессионизм, авангард, соцреализм и т. д.). Причем даются не просто дефиниции этих направлений, течений, методов, но и динамика их развития, сложности при маркировании конкретных произведений этими ярлыками  «измами».

Книга подкупает своим ракурсом: С. Кормилов стремится быть «над схваткой», указывая на литературные и окололитературные полемики разного времени, оставаясь вне какой бы то ни было общественно-политической или клановой ангажированности. Достается всем: и центристам, и либералам, и коммунистам, последним больше, но, видимо, не в связи с политическими пристрастиями автора (хотя Великую Октябрьскую он называет-таки «октябрьским переворотом»), а сообразуясь с количеством окололитературных «деяний» тогдашней власти (судьбы Гумилева, Мандельштама, Б. Корнилова, Пильняка и др.).

Позиция С. Кормилова  не сглаживать острых углов, но и не уничтожать критикой даже тех, кто в угоду конъюнктуре покривил душой. О ком бы ни заходила речь, в книге нет идеализации и придыхания. Более того, иногда может показаться, что автор намеренно стремится пролить свет на самые темные эпизоды русской классики ХХ века, коснуться самых скандальных вопросов. Например, исследуется отношение к Сталину разных художников слова: с одной стороны, говорится о том, как были очарованы «гением всех времен» Пастернак, Булгаков и прочие, с другой  С. Кормилов приводит, например, такую самоаттестацию одного из, на первый взгляд, самых ярких конформистов от литературы: «Я теперь не Алексей Толстой, а рабкор-самородок Потап Дерьмов» (с. 26). Увидеть некое событие, процесс, личность в ее противоречивости  важный для автора принцип.

Работа не лишена оценочности; более того, именно попытка взвесить, составить иерархию  один из главных посылов исследования. Например, автор не боится назвать ключевых классиков рассматриваемого периода. Так, среди прозаиков это Булгаков, Платонов, Шолохов «и даже А. Толстой в «Петре Первом»» (с. 24). Бунина, Шмелева, Набокова «допустимо соотносить с классиками масштаба Гончарова, Тургенева, Лескова» (с. 24). Такая определенность в писательской иерархии провоцирует на полемику: можно предположить, что для кого-то Бунин или Шмелев покажутся фигурами, как минимум сопоставимыми с тем же Шолоховым или А. Н. Толстым. Интересно, что С. Кормилов не останавливается на собственном рейтинге, но приводит мнения писателей и исследователей, посвящая этому целую главу («Эволюция представлений о классиках русской литературы ХХ века»). Попутно оцениваются и ученые: например, академик Гаспаров назван «гениальным подвижником» (с. 165).

Нестандартной по постановке вопроса  ведь перед нами все-таки учебное пособие  видится вторая глава: «Соотношение стиха и прозы и жанрово-родовых тяготений в русской литературе ХХ века». Глава начинается с тезиса, который может показаться необычным: «»Лицо» всякой литературы определяют прежде всего не творческие методы и направления <…> а соотношение стиха и прозы, эпоса, драмы и лирики» (c. 59). Утверждается, что несмотря на взлет поэзии на стыке XIX и XX веков  «все-таки даже в Серебряном веке поэзия не преобладала в литературе» (c. 65). Кроме того, исследователь констатирует постепенную «прозаизацию» поэзии  уход от классических форм в сторону более раскованного стиха. Отдана дань родовому и жанровому составу русской прозы ХХ века  в их исторической динамике.

С позиции охвата материала амплитуда исследования достаточно широка. Здесь не только на равных действуют советская и эмигрантская литературные ветви (Демьян Бедный соседствует с Набоковым), но речь идет и о взаимовлиянии литературы и таких смежных, пограничных явлений, как театр, кинематограф, песенная поэзия (в виде авторской песни). Касается Кормилов и маргиналий  например, не раз на страницах монографии появляется Высоцкий, который все еще не может в полной мере преодолеть академический скепсис, то есть репутацию «всего лишь барда». Для Кормилова это одна из ключевых фигур русской словесности второй половины века. Правда, другая маргинальная область  научная фантастика  оказывается на исследовательской периферии, а ее лучшие представители, братья Стругацкие, почти не упоминаются в книге. Однако в целом внимания автора удостаиваются писатели не только первого ряда, но и второго, даже третьего: «Филолог обязан знать, как реально выглядел литературный процесс того или иного времени, а стало быть, знать не только классиков» (с. 7).

То же касается, кстати, и ученых, некоторые из них попали в русскую литературоведческую летопись по причине своих значительных постов. Что на самом деле вполне логично: раз речь идет об историческом ракурсе, то и эти «правоверные» советские литературоведы  вследствие своего особого социального статуса  многое определяли в литературной науке своего времени, особенно это касается премиальных, критических, цензурно-разоблачительных дел. В целом же взгляд С. Кормилова можно назвать не только аксиологическим и историческим, но и социально-политическим. Ученому интересны как персоналии и тексты, так и причины, влияющие на текстопорождение: он много говорит об условиях существования писателей в обществе, об их отношениях с властью, об особенностях литературного процесса  в том числе и административных особенностях.

Касаясь развития русской словесности, С. Кормилов выстраи­вает стадиальность литературы и в метрополии, и в эмиграции: линии их развития во многом не совпадают. Исследователь показывает разные подходы к периодизации русской литературы  полемизируя, корректируя, иногда соглашаясь с предшественниками и, естественно, в итоге сводя все под общий знаменатель, а именно предлагая свою версию. Так, Серебряный век завершается к 1920-м, это десятилетие выделяется особо, «30-е гг., не ограниченные четко определенной начальной датой, отличаются от 20-х как время уже сложившейся системы тоталитаризма» (с. 97). Далее говорится о рубеже 1930–1940-х, отдельно выделяется литература шестидесятников, рубежным называется 1970 год  окончательный обрыв оттепели, обособ­ляется и период перестройки (1986–1990).

Однако исследователь настаивает, что общей периодизации у русской литературы быть не может: слишком различные процессы протекали в СССР и в эмиграции. В целом же С. Кормилов предлагает гибко подходить к исторической демаркации: у литературы есть длительные периоды стабилизации, а есть ситуации взрыва, слома эпох.

Всесторонне рассмотрена эволюция русской литературной критики, правда, хронология этого исследования не выходит из рамок советского времени. В этой главе С. Кормилов касается баталий, разворачивающихся на страницах разных  в первую очередь толстых  журналов, а также тех общественно-политических процессов, которые определяли направление и тональность критической мысли. Снова речь идет о двух ветвях, хотя жизнь советской критики была, конечно, куда более бурной, чем эмигрантской.

Последняя глава книги посвящена состоянию современного литературоведения: как в формате основных имен, так и с позиции структуры науки о художественной литературе  в единстве и борьбе составляющих ее дисциплин. В этом разделе упор делается на характеристику двух дисциплин современного литературоведения: теории литературы и истории русской литературы конца XIX  начала XXI века. Кроме того, поставлен ряд проблем литературоведческой науки как общественного института, который сегодня переживает не лучшие времена, особенно в провинции.

И в последней главе, и в целом в исследовании автор много внимания уделяет анализу современных научных трудов и учебных пособий (см. также комментарии к списку литературы после почти каждой из глав), говорит об их недостатках и достоинствах. Таким образом, рецензируемая книга есть панорама филологической мысли с акцентом именно на теоретическом осмыслении литературного процесса ХХ века.

Недостатки менее существенны, хотя без них не обошлось. Например, затянут анализ небольшого «пособия»  скорее, тоже монографии  В. Хализева, А. Холикова и О. Никандровой «Русское академическое литературоведение. История и методология (1900–1960-е годы)» (с. 151–158). Никакие другие филологические труды, в том числе признанные классическими, так не выделены. Правда, тематически анализируемая книга аналогов не имеет. Допущены значимые опечатки. На первой же странице текста в цитате из критикуемой статьи И. Кузнецова дважды употреблено одно и то же слово: «Исторически к нарративу тяготеет повествование, а к нарративу  рассуждение» (с. 5), но из контекста ясно, что во втором случае должен стоять «ментатив». На странице 111 Н. И. Бухарин получил инициалы Н. Н. Впрочем, зная добросовестность автора книги, можно без особых сомнений видеть в этом типографский брак.

Статья в PDF

Полный текст статьи в формате PDF доступен в составе номера №1, 2021

Цитировать

Гавриков, В.А. С. И. Кормилов. История русской литературы ХХ века (20–90-е годы): основные тенденции / В.А. Гавриков // Вопросы литературы. - 2021 - №1. - C. 286-292
Копировать