№8, 1990/Обзоры и рецензии

«Русский Берлин». Новые материалы

Thomas R. Beyer, Gottfried Kratz, Xenia Werner, Russische Autoren und Verlage in Berlin nach dem Ersten Weltkrieg, Berlin, Berlin Verlag Arno Spitz, 1987, 245 S.

Число книг о русской литературной эмиграции, выпущенных за рубежом в последние годы, пополнилось новым исследованием – «Русские авторы и издательства в Берлине после первой мировой войны». Эта книга – коллективный труд Томаса Р. Байера-мл., Готфрида Кратца, Ксении Вернер и других авторов – является очередной публикацией научной серии «Русский Берлин», которую выпускает Отдел Восточной Европы Государственной библиотеки «Культурного- наследия Пруссии»в Западном Берлине1. В этой библиотеке хранится немало материалов по истории русской эмиграции в Германии. Как указывает в предисловии к книге Фридрих Гернер, заведующий Отделом Восточной Европы и руководитель серий, Отдел видит свою особую задачу в освоении литературы русской эмиграции, изданной в Берлине, в пополнении и разработке имеющихся в наличии фондов. Данная книга объединила историко-литературный, библиографический и художественный материал, связанный с деятельностью русских берлинских книжных издательств в первой половине 20-х годов.

Открывает сборник статья Томаса Р. Байера-мл. «Дом искусств и Клуб писателей. Берлин 1921 – 1923». Она посвящена деятельности двух русских писательских организаций в эти годы. Большое научное значение имеет также публикация в книге работы Готфрида Кратца «Русские издательства в Берлине после первой мировой войны», содержащей библиографические сведения о всех русских книжных издательствах, существовавших в немецкой столице в 20 – 30-е годы, и о масштабах издательской деятельности. Далее – как с исторической, так и с художественной точки зрения – вызывает интерес воспроизведение в книге тридцати шести сигнетов русских берлинских издательств. Эту коллекцию представил сотрудник Библиотеки Юрген Плэн. Наконец, статья библиофила и искусствоведа Ксении Вернер. «Книжные иллюстрации Василия Масютина в «Русском Берлине»открывает новые страницы жизни и творчества этого русского художника и графика в берлинский период его кизни.

Томас Р. Байер-мл. в статье «Дом искусств и Клуб писателей. Берлин 1921 – 1923″(Thomas R. Beyer, Jr., The House of the Arts and the Writers’ Club, Berlin, 1921 – 1923) освещает малоизвестную нам организационную сторону в процессе объединения русских писателей в Берлине. В центре внимания исследователя два общества русских писателей, оставивших наиболее яркий след в истории русской творческой эмиграции Берлина 1921 – 1923 годов. Это Дом искусств (с ноября 1921 по октябрь 1923 года) и Клуб писателей (с ноября 1922 по октябрь 1923 года). Заседания этих клубов происходили в берлинских кафе. Т. Р. Байер считает, что протоколы заседаний этих организаций погибли. Тем большую ценность для нас представляют его историко- библиографические разыскания, основанные на информации в эмигрантских изданиях тех лет – газетах «Руль»,»Голос России»,»Дни»,»Накануне», в журнале «Новая русская книга», а также на материалах, которые находятся в его личном пользовании. В приложении к статье помещена восстановленная Т. Р. Байером примерная программа вечеров. Опираясь на материалы, собранные Т. Р. Байером, рассмотрим вкратце деятельность этих двух организаций.

Общество Дом искусств было создано 21 ноября 1921 года, о чем тогда же сообщила газета «Голос России»и журнал «Новая русская книга». Название было дано по аналогии с петроградским Домом искусств, созданным в 1919 году М. Горьким. Берлинский Дом искусств был задуман как внешнеполитическая организация, объединяющая Клуб русских писателей и деятелей культуры. Организаторами Дома искусств были А. Белый, К. Л. Богуславская. З. Л. Венгерова. С. Г. Каплун-Сумский. Н. М. Минский. Н. Д. Милютин. Ив. А. Пуни. С. М. Петрах, А. М. Ремизов. И. С. Соколов-Микитов, А. Н. Толстой, А. С. Ященко и др. В конце января актив был расширен новыми членами (в том числе в него вошел И. Эренбург). В издательстве «Геликон»начал выходить журнал-хроника «Бюллетени Дома искусств». Появилось всего два выпуска: первый сдвоенный N 1 – 2 (датируется 17 февраля 1922 года – 19 страниц в разворот), второй – N 3 (от 10 марта 1922 года – только 4 страницы в разворот). В N 1 – 2 на стр. 21 – 23 опубликован полный список членов Дома искусств: 58 членов и 83 участника. Как отмечает Т. Р. Байер, большинство информации предназначалось и вошло в петроградский журнал «Летопись Дома литераторов»(начал выпускаться с ноября 1921 года).Программа вечеров Дома искусств предусматривала поэтические или прозаические чтения одного или нескольких поэтов и писателей, различные музыкальные вечера, литературно-критические вечера, на которых писатели читали свои статьи по проблемам современного искусства, наконец, вечера, посвященные творчеству деятелей русской или зарубежной культуры.

С чтением художественных произведений в Доме искусств в 1921 году выступали А. Белый, А. Ремизов, И. Эренбург, Н. Минский; в 1922 году – те же и Б. Пильняк, А. Кусиков, А. Толстой, В. Набоков, С. Есенин, М. Цветаева, В.

  1. Тема эта представлена и другими исследованиями: «Русский Берлин, 1921 – 1923. По материалам архива Б. Н. Николаевского в Гуверо-)ском институте», Париж. 1983; «Russen in Berlin: Literatur, Malerei, Theater, Film 1918 – 1933», Leipzig, 1987.[]

Цитировать

Чернова, И. «Русский Берлин». Новые материалы / И. Чернова // Вопросы литературы. - 1990 - №8. - C. 247-254
Копировать