Роль журналов в развитии современной американской критики
Состоялась советско-американская конференция «Литературно-критический журнал и его место в современном литературном процессе». Помещаем доклад главного редактора журнала «Диакритика», профессора Корнельского университета Джонатана Каллера, сделанный им на этой конференции.
В своей книге «История литературной критики»Рене Уэллек не отводит журналам особо заметной роли в истории американской литературной критики, утверждая, что «в критике важны не столько коллективные усилия, сколько частная инициатива». Можно ли доказать обратное? Я хотел бы кратко обрисовать роль журналов на протяжении последних пятидесяти лет, отмеченных упадком неакадемической критики и появлением критики интерпретационной как основной формы освоения литературы.
Перемены эти связаны с «новой критикой», начало которой положили спор о природе поэзии в «Священном лесе»(1920) Т. С. Элиота и консервативное сопротивление на американском Юге ценностям, традиционно ассоциировавшимся с наукой, индустриализацией и урбанизацией. Поначалу создалось впечатление, что «новая критика»– это не академическое литературоведение, что она скорее рассчитана на широкого читателя, поскольку в журналах, посвященных новым веяниям в литературе, она бросала открытый вызов университетскому историческому литературоведению. Авторы статей некоторых из этих новых журналов, отказываясь от сносок и библиографических данных, заняли антиакадемическую позицию. И все же с самого начала эти влиятельные журналы, в особенности такие, как «Сазерн ревью»и «Кеньон ревью», были частью университетского мира. Журнал «Сазерн ревью»(редактировавшийся с 1935 по 1942 год Клинтом Бруксом и Робертом Пенном Уорреном) финансировался, сначала довольно щедро, Университетом штата Луизиана: губернатор штата Хью Лонг намеревался сделать из университета первоклассное учебное заведение. «Кеньон ревью», редактором которого с 1938 по 1959 год был Джон Кроу Рэнсом из Кеньонского колледжа, финансировался колледжем, а после 1940 года получал средства из Гугенхеймского благотворительного фонда, так же как и «Сивайне ревью», которому покровительствовал Университет Юга. Большинство критиков, писавших для этих журналов, были профессионалами, работавшими в академической среде. «К 1940 году, – замечает Джанссенс в своей работе «Американские литературные журналы», – и «Кеньон ревью», и «Сазерн ревью»уже совершенно очевидно обращались к академической публике, а не к мифическому «обыкновенному читателю» 1. В эссе, озаглавленном «Критика», Рэнсом писал, что несмотря на предпочтение, которое профессора отдают академической науке, «я все-таки надеюсь, что именно университетская профессура установит разумные нормы критики. Это ее обязанность» ## J. C.
- G. A. M. Janssens, The American Literary Review, The Hague, 1968, p. 225[↩]
Хотите продолжить чтение? Подпишитесь на полный доступ к архиву.