№7, 1964/На темы современности

Реальная нравственность

Справедливо говорят, что современному нашему искусству свойственно пристальное внимание к нравственному облику человека. Задача «нравственного обеспечения коммунизма» (А. Твардовский) – действительно важная задача, и советская литература наших дней стремится воспитывать нового человека, быть для людей учебником жизни, учебником коммунизма.

Однако, на мой взгляд, мы не сможем определить существенные свойства и основное направление развития искусства в период развернутого строительства коммунизма, если будем вести речь преимущественно о категориях морали в ее, так сказать, чистом виде, руководствуясь лишь общими, отвлеченными представлениями об идеальной нравственности, о взаимном доверии, человеколюбии, доброте, совестливости и т. д. Вряд ли плодотворно утверждать, что писателям особенно близка именно та часть Программы Коммунистической партии, где сформулирован моральный кодекс строителей коммунизма, – задача коммунистического воспитания, которую ставит Программа перед советским искусством, не сводится к утверждению в жизни «простых норм нравственности и справедливости», и, думаю, писатели руководствуются в своем отношении к действительности прежде всего пониманием ее ведущих закономерностей и тенденций, стремясь увидеть реальные предпосылки и гарантии торжества новой нравственности, реальные пути ее формирования в душах современников. В этом смысле мы не ошибемся, сказав, что советскому писателю в особенности дорог и ценен ленинский, революционный дух Программы коммунистов, ее реализм, ее глубокая мотивированность прежде всего как программы экономического, политического и нравственного переустройства общества на коммунистических началах.

«Воспитание коммунистической молодежи должно состоять не в том, что ей подносят всякие усладительные речи и правила о нравственности… – говорил Ленин на III съезде комсомола. –…В основе коммунистической нравственности лежит борьба за укрепление и завершение коммунизма».

Нашему сегодняшнему принадлежит, нашему будущему служит сейчас отнюдь не сама по себе проповедь морали истинно человеческой, стоящей выше классовых противоположностей и всяких воспоминаний о них, не само по себе провозглашение действительной человеческой свободы, жизни в гармонии с познанными законами природы, но лишь такое утверждение человечности, которое способно действенно служить созданию условий для появления и проявления идеальной нравственности, созданию нового общества, где, как говорил Энгельс, «противоположность классов будет не только преодолена, но и забыта в жизненной практике», «где не будет больше никаких классовых различий, никаких забот о средствах индивидуального существования».

Ум, честь и совесть нашей эпохи… Снова и снова мы повторяем сегодня эти прекрасные слова, которыми Ильич охарактеризовал партию коммунистов. И повторяя их, мы вовсе не становимся на позиции отвлеченной «бесклассовой» морали, за которой безуспешно прячется эгоистическая, античеловеческая, ханжеская диктатура меньшинства над большинством, диктатура капиталистических монополий над обществом, расовая и национальная рознь. Партия утверждает подлинно общечеловеческую нравственность коммунизма, нравственность революционной борьбы во имя Человека.

«Коммунизм выполняет историческую миссию избавления всех людей от социального неравенства, от всех форм угнетения и эксплуатации, от ужасов войны и утверждает на земле Мир, Труд, Свободу, Равенство, Братство и Счастье всех народов», – торжественно провозглашает Программа Коммунистической партии. И повторяя этот лозунг, мы не упускаем из виду ленинское напоминание о том, как издевался Маркс «над пышностью и велеречивостью буржуазно-демократической великой хартии вольностей и прав человека, над всем этим фразерством о свободе, равенстве, братстве вообще, которое ослепляет мещан и филистеров всех стран…». В устах и на знамени подлинных коммунистов этот лозунг ничего общего не имеет с буржуазно-демократическим либеральным словоблудием идеологов и апостолов так называемого «свободного мира», которые в наши дни пытаются прикрыть гнусную физиономию империализма масками «миролюбия», «свободы самовыражения личности», «заботы» об отсталых народах…

Партия утверждает освобождение человека как историческую миссию коммунизма, основываясь на действительных экономических и политических факторах времени, которые на деле возвращают лозунгу свободы, равенства и братства его общечеловеческий, истинный смысл, втоптанный буржуазией в грязь продажности и лицемерия.

Мы не сможем правильно понять одну из основных черт современной советской литературы, если ограничимся общей, отвлеченно-этической характеристикой ее нравственных идей и императивов, упуская из виду, что нынешнее искусство черпает из жизни прежде всего идею борьбы за революционное переустройство общества, за создание реальных условий, действительных предпосылок Для материального и духовного освобождения личности, для торжества нравственности истинно человеческой. А ведь именно так обстоит дело в лучших произведениях нашего искусства последних лет.

Понятия «совести», нравственного «стыда» выдвигаются в поэме Б. Ручьева «Любава» на передний план в нескольких кульминационных эпизодах повествования о легендарном строительстве Магнитогорска.

Цитировать

Стариков, Д. Реальная нравственность / Д. Стариков // Вопросы литературы. - 1964 - №7. - C. 26-30
Копировать