Развитие традиции и разрушение мечты
Уолтер Аллен, Традиция и мечта. Критический обзор английской и американской призы с 20-х г. до сегодняшнего дня, «Прогресс», М. 1970, 424 стр.
Жанр этой литературоведческой книги, принадлежащей перу известного английского критика, несколько непривычен для советского читателя. Это не история литературы, не монография и даже не сборник проблемных статей или эссе. Перед нами скорее этюды об английской и американской литературе XX века; не стремясь воссоздать во всей полноте творческий путь того или иного писателя, У. Аллеи задался целью дать широкую панораму литературной жизни Англии и США с 20-х по середину 50-х годов.
Смысловым стержнем, объединяющим этюды, вполне оправданно становится противопоставление английской «традиции» и американской «Мечты» 1. В английской литературе XX века У. Аллен видит традиционную для европейского – и особенно английского – романа углубленность в проблемы общественные, во взаимоотношения человека и общества. Отсюда очевидная социальность английского романа нашего столетия.
В американском романе с XIX века до наших дней Аллен отмечает совершенно иную особенность: «Без преувеличения можно сказать, что общество и типичный американский герой – понятия несовместимые». Однако и в этом нет никакого парадокса, критик постоянно подчеркивает и острую социальную направленность творчества Т. Драйзера, который представляет собой для Аллена одну из центральных фигур литературы США XX века, и резкий подъем социального романа в 30-е годы. Мощный дух социального критицизма, пронизывающий американский роман, автор «Традиции и Мечты» выводит из присущего крупнейшим писателям США ощущения, «что Мечту предали».
У. Аллен не марксист, этим объясняется и заметная абсолютизация «Мечты», и нередкая подмена классовых конфликтов конфликтами, будто бы предопределенными теми или иными национальными типами, которые берутся сами по себе. Но У. Аллен очень далек и от критики и теории литературы, основывающихся на принципах «искусства для искусства». Рассматривая литературное произведение, критик стремится учитывать и факты биографии автора, особенности его характера, но прежде всего его связь с реальной исторической обстановкой. Одним из основных критериев настоящей большой литературы для У. Аллена является отражение и постижение крупных конфликтов действительности.
Разбор конкретных произведений в работе всегда уважителен и бережен, хотя местами и излишне краток. Любое литературное произведение, пусть самое знаменитое, У. Аллен пытается прочесть заново, по-своему, не страшась авторитетов и установившихся мнений.
Не умаляя роли Джойса в развитии английского и вообще западного романа XX века, У. Аллен в то же время довольно скептически относится к знаменитым словесным экспериментам Джойса. Замечание критика серьезно и справедливо…Создается впечатление, что мысль Джойса питалась звуковыми ассоциациями. Результат подчас бывал самый тривиальный».
Как и у любого человека, пишущего о литературе, у Аллена есть свои симпатии и антипатии. Так, он любит Д.-Г. Лоуренса и недолюбливает О. Хаксли. Но, говоря о первом, критик нигде не сбивается на апологетику, а раздел о втором, содержащий резкую критику творческих принципов Хаксли-романиста, написан с четким пониманием той роли, которую сыграли его романы в Англии 20-х годов.
Наряду с английскими и американскими романистами, хорошо известными в нашей стране, в «Традиции и мечте» речь идет о целом ряде писателей, с которыми у нас знакомы лишь специалисты, хотя в своих национальных литературах писатели эти по достоинству занимают высокое место. В этом смысле особенно интересны главки о Форде Мэдоксе Форде, Р.
- »Американская Мечта» – совокупное представление об идеальном демократическом будущем Америки, возникающее в творчестве многих писателей США, начиная с Купера. [↩]
Хотите продолжить чтение? Подпишитесь на полный доступ к архиву.