Р. Кречетова. Станиславский
Р. Кречетова. Станиславский. М.: Молодая гвардия, 2014. 447 c. (ЖЗЛ).
В истории отечественного театроведения нет более изученной фигуры, чем Константин Сергеевич Алексеев (Станиславский). Актер, режиссер, основоположник, создатель — с ним никто не может сравниться, и совершенно справедливо, что жизненный и профессиональный пути Станиславского исследованы лучше биографий прочих его предшественников, современников и последователей. Однако же, прочитав книгу Риммы Кречетовой об одном из отцов МХТ, можно с удивлением обнаружить, что хотя о Станиславском написано много, темных пятен пока остается еще больше.
Если бы не традиция ЖЗЛ, книгу следовало бы озаглавить по-другому: «Режиссер Станиславский» или чуть более вычурно: «Станиславский (не Алексеев)». Все дело в том, что Кречетова — не обычный биограф, а театровед, и она (рискнем решить за автора) не считала себя вправе писать большое исследование, в котором актерской и режиссерской граням Станиславского отводилось бы менее девяноста процентов от текста. Разумеется, начиная с того момента, когда хронологически повествование подобралось к созданию Общества искусства и литературы (в некотором смысле прародителя МХТ).
В начале книги Кречетова предупреждает, что ее труд нельзя назвать классической биографией. Это правда: традиционный биографический дискурс тут отсутствует почти полностью. Подробно рассказывается о родителях К. С., о его детстве, отрочестве и юности. Восстановить начало жизни Станиславского сложнее в силу исторических обстоятельств: он родился в 1863 году, и, относительно послереволюционного периода, документов и письменных свидетельств сохранилось не так много.
Хотите продолжить чтение? Подпишитесь на полный доступ к архиву.
Статья в PDF
Полный текст статьи в формате PDF доступен в составе номера №5, 2015