Противоречия серьезного исследования
М. Н. Кожина. О специфике художественной и научной речи в аспекте функциональной стилистики, Изд. Пермского госуниверситета, Пермь, 1966, 213 стр.
За последнее время в разных городах страны появились многочисленные работы как литературоведческого, так и лингвистического плана, посвященные изучению художественной речи.
В них «первоэлемент» литературы – язык художественных произведений – предстает как предмет самых различных научных интересов. Тем более важны отчетливые границы между сферами влияния смежных наук. В этом лишний раз убеждает недавно вышедшее в Перми содержательное исследование М. Кожиной, большая часть которого посвящена изучению речевой специфики художественной прозы. Эта проблема, по мнению автора, «может быть разрешена именно в аспекте функциональной стилистики. Предмет исследования одной из отраслей этой науки – художественная речь как одна из разновидностей речи в ряду иных функциональных стилей» (стр. 77 – 78).
И сразу же возникает вопрос: а можно ли без оговорок считать художественную речь «одной из речевых разновидностей», вполне соотносительной с другими стилями. Ведь в художественных текстах – и только в них – все другие речевые стили используются в качестве своеобразного строительного материала. Преображаясь и переосмысляясь, они оказываются формой существования эстетической реальности, созданной художником.
И одним из основополагающих законов этого созданного художественного мира является нерасторжимое, взаимопроникающее единство плана содержания и плана выражения литературных текстов.
М. Кожина часто и вполне справедливо говорит о незаменимости каждого слова в подлинно художественном произведении, о том, что «именно та, а не иная речевая ткань и является единственно возможной в качестве материализации данной поэтической мысли» (стр. 93). И в то же время она считает возможным следующим образом представить наглядное разграничение «обязанностей» литературоведа и лингвиста: «область, литературоведения» – «идейное содержание», «художественный образ»; «область функциональной стилистики» – «языковые средства», «структура художественной речи»;
Хотите продолжить чтение? Подпишитесь на полный доступ к архиву.
Статья в PDF
Полный текст статьи в формате PDF доступен в составе номера №1, 1968