Полезная дискуссия
Редакция журнала «Вопросы литературы» проявила полезную инициативу в организации широкой дискуссии о преподавании литературы на филологических факультетах университетов и в педагогических институтах.
В своих выступлениях участники дискуссии охватили большой круг вопросов (система преподавания, учебные планы, программы, заочное и вечернее образование, самостоятельная работа студентов и др.) и внесли полезные предложения по улучшению обучения студентов филологических специальностей по литературоведческим дисциплинам. В связи с этим позволю себе высказать некоторые положения, реализация которых обеспечит повышение качества филологического образования.
Дальнейшее совершенствование подготовки кадров по филологическим специальностям в первую очередь зависит от полноты и темпов претворения в жизнь решений июньского Пленума ЦК КПСС. Решениями этого пленума определены основные направления и конкретные задачи дальнейшего развития народного образования, культуры, науки, литературы и искусства, а также указаны действенные пути формирования марксистско-ленинского мировоззрения и коммунистической сознательности.
В связи с этим высокий научный уровень преподавания общественных наук является основой формирования научного мировоззрения. Для дальнейшего подъема преподавания марксистско-ленинской теории и усиления ее связи с актуальными задачами коммунистического строительства большое значение имеет введение в вузах, наряду с курсами истории КПСС, политической экономии и марксистско-ленинской философии, – курса «Основы научного коммунизма». Безусловно, задачи коммунистического воспитания требуют также широкого и глубокого изучения высокохудожественных и высокоидейных произведений советской литературы. Требуется углубленная и систематическая работа литературоведческих кафедр на основе постоянных связей с кафедрами общественных наук по усилению идейно-воспитательного значения литературоведческих дисциплин.
Важной проблемой совершенствования подготовки кадров является система преподавания, соотношение общих лекционных курсов со специальными семинарами. Большинство участников дискуссии (Н. Глаголев, А. Н. Соколов, Р. Самарин, Г. Поспелов, В. Кулешов, Л. Андреев и др.) высказались за сохранение общих курсов и в своих выступлениях показали их значение в процессе подготовки специалиста.
Общие лекционные курсы должны вводить студентов в конкретную научную область, знакомить с методологией предмета и основными направлениями развития науки в ее современном состоянии.
Хотите продолжить чтение? Подпишитесь на полный доступ к архиву.