Поэзия письменности. Две парижских выставки
Первоначально эта заметка была опубликована в «Русской мысли», апреля 1990 года.
Почти одновременно в Париже открылись две выставки, связанные с историей французской литературы, шире – с историей языка в его графическом, потом полиграфическом выражении. Первая из них, под названием «Французский язык в письменности. Десять веков книжного просвещения», развернутая в Национальной библиотеке, включает триста экспонатов – манускриптов, рукописей и книг.
Выставка открывается буквально первым письменным памятником французского языка – так называемыми «Страсбургскими клятвами», которыми закрепили свой союз Карл Лысый и Людовик Немецкий, боровшиеся за наследование империи Карла Великого. Минуя замечательную коллекцию средневековых рукописей – среди них есть и исторические хроники, и буржуазные романы, и назидательные сочинения, многие из них украшены миниатюрами, – мы переходим к временам, нам более близким. Назовем первоиздания «Пантагрюэля», потом «Гаргантюа»Рабле; рукописи Паскаля, – летящий почерк как бы свидетельствует об озарявших его откровениях; листочки с максимами Ларошфуко, – когда он умер, целая их россыпь была извлечена из его одежды;
Хотите продолжить чтение? Подпишитесь на полный доступ к архиву.