Поэма Н. А. Некрасова «Современники»: не прочитать ли заново?
Ужели мы с тобой
Такого века сыновья,
О, друг читатель мой?
Удивительное чувство охватывает, когда спустя много лет вновь обращаешься к произведениям, некогда популярным и знаменитым, читаемым и цитируемым, а потом исчезнувшим в тишине книжных полок… Актуальность и пророческие качества таких книг сродни предсказаниям столь часто упоминаемых нынче Нострадамуса, Авеля и других: одни сбылись, другие сбываются, а третьи… да под них можно что-нибудь подогнать…
К числу лучших произведений Н. А. Некрасова, являющихся, как, впрочем, и большинство его творений, откликом на злободневные вопросы действительности, относится и поэма «Современники» (1875). Создавалась поэма по свежим следам событий, в персонажах ее легко угадываются вполне конкретные лица. Но в образной структуре поэмы они осознаются как типы, в которых раскрываются характерные особенности послереформенных чиновников, помещиков, капиталистов и всего буржуазно-монархического строя России позапрошлого века. И заметьте, актуальная для России тех лет поэма вызывает поразительный интерес сегодня, для понимания этого надо так ничтожно мало: прочесть поэму!
Сам Некрасов видел смысл своего поэтического творчества в следующем: «Любовь к истине, превосходящая всякую другую любовь, вера в идеал, как в нечто возможное и достижимое, наконец, живое понимание благородных стремлений своего времени, и если не прямое служение им, то, по крайней мере, уважение и сочувствие к ним…»1 Этим взглядам поэт оставался верен и в 70-е годы XIX века, когда создавалась поэма «Современники».
Идейным стержнем поэмы является мысль об антинародной сущности буржуазно-монархического строя (как странно звучат сегодня некоторые слова…). В период работы над поэмой в беседе с П. Безобразовым (П. В. Григорьевым) Некрасов сказал: «Вы обратите внимание прежде всего на то, что у меня нет ничего хвалебного высшим сословиям. Для них у меня везде и всегда только сатира: я старался внушить молодежи любовь к народу, к бедным и угнетенным и ненависть к угнетателям!» Любовь Некрасов проповедовал обычно «враждебным словом отрицанья» 2.
Итак, пафос поэмы «Современники» не в описании нравов, а в разоблачении антинародного характера дел и стремлений столпов общества. И достигается это путем использования иронии, сарказма, бичующей сатиры. «Современники» – типично сатирическое произведение. Созданием этой поэмы Некрасов утвердил в русской литературе жанр сатирической поэмы большого общественного содержания.
Не случайно местом действия «Современников» является не интимная дворянская гостиная, а шумный ресторан, где собирается весь «цвет» столичного Санкт-Петербурга. Традиционный принцип сюжетного построения шутливой, сатирической поэмы («Граф Нулин», «Тамбовская казначейша») заменен здесь принципом свободного обозрения современных явлений и типов… Обновление Некрасовым этого жанра связано с новаторским использованием самых различных жанровых приемов. Уже в 40-е годы хвалебная ода трансформировалась Некрасовым-сатириком в свою противоположность. Так, восхваление героя «Современной оды» имеет смысл беспощадного сатирического бичевания лицемерия жадного стяжателя. Для поэмы Некрасова «Современники» характерно то, что в ней с большой сатирической силой разоблачаются не только старые эксплуататоры – помещики, но и новые «герои времени» – капиталисты. Очевидно, это и обусловило столь пристальное внимание к поэме В. Маяковского, унаследовавшего художественные приемы, характерные именно для этого некрасовского произведения. Маяковский не только заметил своеобразие композиции «Современников», но и воспользовался этим для построения системы образов в цикле сатирических памфлетов «Маяковская галерея».
Известный литературовед В. Евгеньев-Максимов («Некрасов и Петербург») одним из первых писал об уникальности композиции рассматриваемой нами поэмы: «…прежде всего изображается, так сказать, деловая часть ресторанного собрания «тузов – акционеров», далее передаются откровенные до цинизма разговоры подвыпивших участников сбора между собой, затем следует ряд образов и картин, усугубляющих характеристику «героев времени»; наконец, – эпилог, посвященный самобичеваниям Зацепы и попытки присутствующих утешить его». 3
Автор «Современников» сосредоточил внимание на тех, кто правил послереформенной Россией. На первых этапах работы над поэмой Некрасов создал ряд портретов «героев времени» – предпринимателей и преуспевающих дворян – чиновников. Разместив эти портреты и сцены в двух частях поэмы, в качестве подзаголовка к названию первой части «Юбиляры и триумфаторы» он написал «Портретная галерея». Этим подзаголовком поэт указал на основной принцип построения всего произведения, который был подсказан самой жизнью. Роскошный ресторан Дюссо, где «обедали издавна триумфаторы- орлы», являл собой нечто подобное «портретной галерее», в которой можно было постоянно видеть многочисленное общество преуспевающих представителей «петербургского модного мира». Именно этот ресторан стал местом действия поэмы: здесь пропивали, проигрывали и проедали награбленное у народа и казны. Сбор большого количества высокопоставленных дворян-чиновников, богатеющих буржуа и близких им лиц мотивирован юбилейными обедами, бывшими в то время, по свидетельству М.
- Некрасов Н. А. Полн. собр. соч. и писем. Т. 10. М., 1953. С. 238.[↩]
- Там же. С. 308.[↩]
- Евгеньев-Максимов В. Е. Некрасов и Петербург. Л., 1947. С. 216. 348[↩]
Хотите продолжить чтение? Подпишитесь на полный доступ к архиву.
Статья в PDF
Полный текст статьи в формате PDF доступен в составе номера №2, 2004