Оправдывать доверие читателей
Какие идейно-художественные проблемы встают перед критиком, обращающимся к анализу современной литературной Ленинианы?
Прежде всего критик призван определить, что перед ним. Произведение искусства с новыми оригинальными и талантливыми художественными открытиями или – по удачному выражению И. Мотяшова – очередная беллетристическая (а то и лжебеллетристическая!) адаптация мемуаров и документов, «украшающая» известный исторический факт пейзажем и диалогом, а то и просто-напросто безответственным домыслом автора?
Бели новое произведение Ленинианы, – будь то роман или новелла, пьеса или киносценарий, поэма или песня, – находится в сфере искусства, а не ремесла, критик должен определить характер и масштаб художественного открытия. Рассказать читателю, что нового, своего – продуманного, пережитого и перечувствованного – внес в Лениниану художник. Проанализировать его поиски и находки. Отметить просчеты и потери.
Вопреки точке зрения В. Баранова, полагающего, что историка «нам помогут разобраться в собственно фактической стороне дела, когда в этом возникнет нужда», критик Ленинианы обязан быть одновременно не только, так сказать, гражданином, но и осведомленным в тех или иных событиях историком. Ведь именно литературный критик, а не историк-профессионал, владеет критериями не только историко-политической, но и психологической, эстетической правды.
Именно он, умело и бережно проникая в образную систему произведения художника, устанавливает, отвечает ли оно подлинным чертам Ленина – человека. Мыслителя. Революционера. Деятеля партии и государства.
Наконец, и это последнее по счету, но, право же, отнюдь не по важности: критик беспощаден к любой халтуре в Лениниане. К искажению и опошлению образа Ленина. Нарушению исторической правды.
Естественно, что критик, словно снайпер, должен безошибочно выбирать мишени. Конечно, и в упомянутых В. Барановым произведениях М. Шагинян или А. Коптелова есть немало изъянов. Обнаруживаются они порой и в романах столь же заслуженных авторов, посвященных не Ленину и его времени, а, скажем, событиям и людям Отечественной войны или наших дней. И эти изъяны нужно вскрывать со всей мерой взыскательности. Однако первостепенный долг критики, мне думается, – непримиримость к недостаткам иного рода: к ремесленным поделкам. К посредственности, а то и бездарности.
В. Баранов не видит главной опасности для современной и будущей Ленинианы. Опасность эта – антихудожественные, исторически недостоверные, подчас откровенно халтурные сочинения, которые все еще проникают на книжный рынок.
Чем руководствуется читатель, выбирая из книжного потока новые произведения Ленинианы? Во-первых, самим фактом издания произведения, как правило, массовым, порой даже астрономическим тиражом с использованием, если можно так выразиться, в кредит доверия к печатному слову, авторитету издательства или органа печати. Доверяет читатель, во-вторых, обещаниям автора, в добросовестности и ответственности которых он не сомневается. Наконец, немалая роль по праву принадлежит рекомендующим книгу отзывам критики.
Это совершенно естественно и правомерно. Но посмотрим, что же нередко происходит в живой литературной жизни.
Перед нами одна из многих десятков новейших беллетристических книг о Ленине – «Бельские новеллы» П. Дудочкина.
Хотите продолжить чтение? Подпишитесь на полный доступ к архиву.