О жизни в схватке с желанием
Р. А. Резник, Роман Бальзака «Шагреневая кожа», Изд. Саратовского университета, 1971, 136 стр.
В небольшом, но чрезвычайно содержательном исследовании в «Шагреневой коже» Бальзака Р. Резник ссылается на высказывание Сент-Бёва: у критика, воспитанного на литературных образцах XVIII века, от Бальзака целый месяц кружилась бы голова.
Сложность, философская глубина замысла французского романиста раскрыта в работе Р. Резник увлекательно и более полно, чем в работах многих ее предшественников.
Уже в первых главах монографии показана непродуктивность прямолинейного и буквального определения социально-философских мотивов романа. Приводя различные толкования надписи на талисмане, который Рафаэль получил в лавке антиквара, Р. Резник раскрывает альтернативу, связанную с понятием «Желать» и «Мочь». Для Бальзака и его современников, даже для его героев, проблемы жизненной диалектики, скрытые зависимости, порождаемые человеческими стремлениями, – предмет страстных споров на пути к познанию истины. Однако надписью на талисмане смысл романа не исчерпывается, поскольку Бальзак, как в свое время автор «Фауста», решительно отказывался нанизывать «на тощую нить одной-единственной идеи» (Гёте) разнообразные картины, которые он прихотливо соединил в «Шагреневой коже».
Вознамерившись в своем аллегорическом романе выразить «нынешний век, нашу жизнь, наш эгоизм», Бальзак создал, как он однажды написал, «восточную сказку». Но ничего восточного или экзотического в романе не было. Он был воспринят как остро современное произведение, отразив, шее в обобщенной форме отдельные моменты жизни Франции начала 30-х годов.
Прихотливость формы романа, его многообразная символика, смешение достоверного с необычайным, как подчеркивает исследовательница, свидетельствовали о том, что Бальзак искал наиболее широкие и гибкие формы художественного обобщения, то, что мы теперь называем бальзаковским синтезом.
Хотите продолжить чтение? Подпишитесь на полный доступ к архиву.