О жизни писателя
Ю. Манн,»Сквозь видный миру смех..». Жизнь Н. В. Гоголя 1809 – 1835, М., 1994, 472 с.
О Гоголе писать трудно и опасно, сегодня по крайней мере. Как, впрочем, и о любом другом классике «золотого века» русской литературы. Трудно, потому что XIX век (тем более в лице его важнейших представителей), что называется, исхожен вдоль и поперек; опасно, потому что в этой ситуации можно легко написать скучную, банальную, компилятивную книгу. Тем не менее если говорить о «гоголеведении», то здесь за последнее время произошли по крайней мере два события, заслуживающих внимания.
Во-первых, издательство «Радикс» выпустило в свет книгу М. Вайскопфа «Сюжет Гоголя», сразу же замеченную и ставшую предметом пристрастного обсуждения (из последних выступлений смотри, в частности, статью И. Виноградова в N 2 – 3 «Литературной учебы» за 1995 год). При всей спорности, точнее, дискуссионности «Сюжет Гоголя» дает, безусловно, новое прочтение писателя, и, что не менее важно, автор рассматривает гоголевское творчество в совершенно ином контексте, опираясь на литературу, наукой о Гоголе «не учтенную». Насколько же концепция «вчитывается» в Гоголя, а не выводится из него – это уже другое дело.
Второе событие, замеченное в гораздо меньшей степени, – выход книги Ю. Манна «Сквозь видный миру смех…». Жизнь Н. В. Гоголя 1809 – 1835″. В сравнении с «Сюжетом Гоголя» она более традиционна, ее вполне можно назвать канонической монографией о жизни и творчестве.
Кажется, сейчас не лучшее время для написания монографий. Дело не только в трудностях издания книг по литературоведению, – это обстоятельства чисто внешние, есть причины, так сказать, и внутреннего характера. Литературоведение всегда колеблется между фактом и концепцией, то есть между собиранием фактов и их осмыслением. К этому стоит добавить, что каждая новая концепция, не говоря уже о «теории», в свою очередь становится фактом филологической науки. Современный исследователь и оказывается перед необозримым морем фактов, – бездной, готовой его поглотить. Поэтому неудивительно, что в литературоведении сегодня можно наблюдать явный крен в фактологию.
Хотите продолжить чтение? Подпишитесь на полный доступ к архиву.
Статья в PDF
Полный текст статьи в формате PDF доступен в составе номера №1, 1996