О времени создания Музейного автографа комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»
Музейный автограф представляет собой наиболее раннюю редакцию «Горя от ума». О времени работы над ним существуют разноречивые свидетельства. По утверждению близкого друга Грибоедова писателя и журналиста Ф. В. Булгарина: «Вот каким образом родилась эта комедия. Будучи в Персии, в 1821 г., Грибоедов мечтал о Петербурге, о Москве, о своих друзьях, родных, знакомых, о театре, который он, любил страстно, и об артистах. Он лег спать в киоске, в саду, и видел сон, представивший ему любезное отечество, со всем, что осталось в нем милого для сердца. Ему снилось, что он в кругу друзей рассказывает о плане комедии, будто им написанной, и даже читает некоторые места из оной. Пробудившись, Грибоедов берет карандаш, бежит в сад и в ту же ночь начертывает план «Горя от ума» и сочиняет несколько сцен первого акта. Комедия сия заняла все его досуги, и он кончил ее в Тифлисе, в 1822 г. В марте 1823 г. он получил отпуск в Москву и Петербург на 4 месяца. Приехав в Москву, Грибоедов стал посещать общества и в то же время почувствовал недостатки своей комедии и начал ее переделывать. Каждый выезд в свет представлял ему новые материалы к усовершению своего труда, и часто случалось, что он, возвратясь поздно домой, писал целые сцены по ночам, так сказать, в один присест. Таким образом, составилось сие бессмертное творение, отпечаток чувствований, впечатлений и характера незабвенного автора» 1. Об обстоятельствах создания ранней редакции «Горя от ума» вспоминал и другой грибоедовский друг – помещик С. Н. Бегичев. По характеристике того же Булгарина: «Грибоедова любили многие, но, кроме родных, ближе всех к нему были: С. Н. Бегичев, Андрей Андреевич Жандр и я… Но первое право на дружбу Грибоедова имел Бегичев. Он узнал его прежде других, прежде постигнул его и в юношеском пламени открыл нетленное сокровище, душу благородную. С. Н. Бегичев разбудил Грибоедова от очарованного сна и обратил к деятельности» 2. По суждению Бегичева, высказанному в письме А. А. Жандру 1838 года, Грибоедов на Востоке «написал только 2 действия (начал в Персии), а остальные действия в Ефремовской моей деревне, селе Дмитровском» 3. В советском литературоведении авторитетом Н. К. Пиксанова утвердилось мнение, что прав Бегичев, а не Булгарин: «…в Тифлисе были закончены в ранней редакции только первые два акта. Вторые два писались в Москве и в деревне Бегичева, и об этом имеются достоверные и прямые свидетельства»4.
Здесь главную роль сыграла репутация мемуаристов. За Булгариным закрепилась прочная слава реакционера, ретрограда и доносчика как среди современников, так и особенно среди потомков. Что же касается Бегичева, то его ставили очень высоко, хотя бы из-за его причастности к декабризму. М. В. Нечкина, например, писала: «…друг Грибоедова С. Н. Бегичев, знавший о нем более, чем кто-либо другой, и некогда сам декабрист, член Союза Благоденствия…» 5. Пиксанов предпочел поверить «хорошему» Бегичеву, а не «плохому» Булгарину. Между тем бэгичевское свидетельство находится в очевидном противоречии с палеографическими особенностями Музейного автографа. Пиксанов вольно или невольно лукавит, когда утверждает, что о создании двух последних действий ранней редакции в Москве и бегичевской деревне есть «достоверные и прямые свидетельства». В действительности множественное число в данном случае не вполне уместно, поскольку насчет работы Грибоедова над двумя последними актами после возвращения из Тифлиса в Россию мы имеем только бегичевские показания. Свидетельство же Булгарина совпадает с утверждением по крайней мере еще одного мемуариста и вполне соответствует палеографии Музейного автографа.
С. Н. Бегичев подверг сомнению сообщение Булгарина о грибоедовском сне, способствовавшем зарождению замысла комедии: «Никогда не говорил мне Грибоедов о виденном им в Персии сне, вследствие которого он написал «Горе от ума»…» ## С. Н. Бегичев, Записка об А. С. Грибоедове. – «Русский вестник», 1892, N 8 (цит.
- Ф. В. Булгарин, Воспоминания о незабвенном Александре Сергеевиче Грибоедове. – Фаддей Булгарин, Сочинения, М., 1990, с. 640.[↩]
- Ф. В. Булгарин, Воспоминания о незабвенном Александре Сергеевиче Грибоедове, с. 638.[↩]
- См.: Н. К. Пиксанов, Творческая история «Горя от ума», М., 1971, о. 80.[↩]
- Там же, с. 87.[↩]
- М. Нечкина, Грибоедов и декабристы, изд. 3-е, М., 1977, с. 8.[↩]
Хотите продолжить чтение? Подпишитесь на полный доступ к архиву.