О важности контакта с читателем
Споры о современной поэзии, такие напряженные в 2000-е, к концу 2010-х значительно поутихли.
Поутихли прежде всего потому, что обещанное и ожидаемое обновление поэзии, о котором столько тогда говорили и спорили до хрипоты, обещая, что именно этот журнал («Арион», «Воздух», «Интерпоэзия»), этот стиль («новый эпос», «нарративная поэтика», «автописьмо»), это поколение (тридцатилетние, сорокалетние, новые двадцатилетние) выведет лирику на новый уровень бытования и бытия… — к сожалению, не состоялось. Ни на какой новый уровень современная поэзия, в общем, не вышла: поэты по-прежнему пишут, печатаются и выступают на фестивалях, но больших ожиданий от их деятельности никто не испытывает. Может быть, потому, что не состоялось и самое главное — выход к читателю и налаживание с ним контакта?
Все, что происходит в современной поэзии сейчас, происходит по-прежнему в узкопрофессиональной среде, причем, в отличие от тех же 2000-х, когда все же существовала потребность в поиске общего языка и контакта, — среде предельно сегментизированной, расщепленной на крошечные территории. Всевозможные курсы, поэтические разборы, журналы охватывают (а порой и обслуживают) определенный круг авторов, критиков и читателей и нацелены исключительно на их внутренние интересы. Некоторое количество проектов, стремящихся к расширению границ: «MyFest» Д. Курской, на который съезжаются поэты со всей России, «Плюсовая поэзия» в Вологде… — при всей их демократичности страдают опять-таки той же болезнью: они созданы поэтами для поэтов и заведомо выключают из этого уравнения читателя.
Не со зла выключают и не из надменного посыла, характерного как раз таки для 1990–2000-х:
Хотите продолжить чтение? Подпишитесь на полный доступ к архиву.
Статья в PDF
Полный текст статьи в формате PDF доступен в составе номера №3, 2021