О книге «Данте в русской поэзии» и о юбилее, к которому она вышла
Юбилей Данте — 750 лет со дня рождения автора «Божественной комедии» — прошел в Москве неожиданно буднично. Из мероприятий — при всем несоответствии этого казенного слова фигуре великого поэта — можно было бы выделить вечер в электротеатре «Станиславский», организованный Итальянским институтом культуры в Москве, научную конференцию в Литературном институте им. Горького и презентацию в Овальном зале Библиотеки иностранной литературы любовно изданного «Центром книги РУДОМИНО» сборника «Данте в русской поэзии (1895-2015)».
Говорить о том, что такое значительное событие, как юбилей Данте, заслуживало большего внимания, позволяет сравнение с тем, как отмечалось в нашей стране семисотлетие со дня рождения поэта. Двухтомное собрание сочинений Данте под редакцией И. Голенищева-Кутузова, готовившееся к печати в издательстве «Наука», опаздывало к юбилею, но не переводившиеся ранее на русский стихи и письма поэта находили место в журналах и газетах («Дружба народов», «Иностранная литература», «Огонек», «Известия» и др.). А 19 октября 1965 года в Большом театре состоялся торжественный вечер, посвященный одному из величайших классиков мировой литературы.
Случилось так, что я был не только свидетелем юбилейного вечера в Большом, но и его скромным участником: стоя на сцене рядом с президентом Итальянского Дантовского общества Джанфранко Контини, я переводил на русский выступление выдающегося дантолога, посвященное творчеству Данте и его вкладу в мировую культуру.
Не удивительно, что как самое яркое впечатление того вечера память сохранила «Слово о Данте» Ахматовой, которое она завершила известным своим стихотворением:
Он и после смерти не вернулся
В старую Флоренцию свою.
Этот, уходя, не оглянулся,
Этому я эту песнь пою.
Факел, ночь, последнее объятье,
За порогом алчный вопль судьбы.
Он из ада ей послал проклятье
И в раю не мог ее забыть, —
Но босой, в рубахе покаянной,
Со свечой зажженной не прошел
По своей Флоренции желанной,
Вероломной, нежной, долгожданной…
Выступление Ахматовой в Большом открывает книгу «Данте в русской поэзии» как своего рода камертон: цитируемые в выступлении, наряду с собственными, строки Гумилева и Мандельштама предваряют собрание стихотворений без малого пятидесяти русских поэтов, начиная с Бальмонта и кончая Владимиром Рецептером.
Хотите продолжить чтение? Подпишитесь на полный доступ к архиву.
Статья в PDF
Полный текст статьи в формате PDF доступен в составе номера №3, 2017