О футуристах, etc.. Публикация Н. Прохоровой
Freud в своем гениальном проникновении в душевную жизнь детей усматривает, между прочим, следующий факт: дети играют словами, как вещами 1. Так, они перестанавливают слога, вместо Москва говорят Сквамо, вставляют в каждое слово какой-нибудь слог, рифмуют слова, не обращая никакого внимания на смысл, и т. д. Freud предполагает, что удовольствие, которое дети находят в подобном занятии, объясняется так: на ребенка постоянно действуют всевозможные требования, запреты, происходит, грубо говоря, обламывание ребенка, или, выражаясь литературно, ребенок принуждается соответствовать требованиям культуры. Одно из таких требований культуры – употреблять слова, постоянно помня об их значении, смысле. Это требование иногда утомляет ребенка, т. к. требует затрат умственной энергии. В моменты такого утомления ребенок освобождается от этих требований и пользуется словами только как комплексами звуков. Та душевная энергия, которая затрачивалась на осмысление употребляемых слов, становится теперь свободной и выражается в веселии и удовольствии по поводу игры со словами. Конечно, весь этот процесс происходит в ребенке бессознательно. В сознании ребенка находится только удовольствие от игры словами, лишенными смысла.
- Вероятнее всего, Осипов ссылается на статью Фрейда «Поэт и фантазии» («Der Dichter und das Phantasiern», 1908), в которой, в частности, говорится: «Каждое играющее дитя ведет себя как поэт, когда оно создает себе свой собственный мир или, правильнее говоря, когда оно окружающий мир перестраивает по-новому, по своему вкусу <…> Взрослый может вспомнить, с какой серьезностью он в свое время занимался играми, и когда он теперь сравнивает свои мнимосерьезные занятия с теми детскими играми, он отбрасывает слишком тяжелый гнет жизни и добивается высокого наслаждения, даваемого юмором. Подрастающий ребенок <…> на вид отказывается от наслаждения, которое ему приносила игра, но кто знаком с душевной жизнью, тот знает, что навряд ли что-нибудь дается с большим трудом, чем отказ от когда-то испытанного наслаждения»(Фрейд 3. Поэт и фантазии // Зигмунд Фрейд и психоанализ в России. М. – Воронеж. 1991. С. 279 – 280).[↩]
Хотите продолжить чтение? Подпишитесь на полный доступ к архиву.
Статья в PDF
Полный текст статьи в формате PDF доступен в составе номера №2, 2004