№4, 2018/Теория литературы

О чем лает «Пес Диогена»?. Автор в произведении барокко

Статья поступила 08.08.2017.

Одно из самых оригинальных произведений итальянской литературы XVII века – «opera massima» члена генуэзской Академии Аддорментати Франческо Фульвио Фругони роман-трактат «Пес Диогена» – не часто анализируется отечественными литературоведами. Хотя его главная тема – пороки, превратившие мир в место обитания ненасытных глупцов, воров и убийц, прелюбодеев и нечестивцев, на каждом шагу попирающих добродетель, – кажется, никогда не утратит своей актуальности. Не менее важной и для культуры барокко, и для современного читателя и исследователя является такая категория, как образ автора в произведении.

Работа над «Псом Диогена» выходит за границы какого-либо конкретного периода творчества Фругони. Она началась в Париже в 1661 году (или между 1661 и 1663 годами), но большей частью продолжалась в Венеции. Писатель до конца жизни вносил изменения, добавлял заметки и в итоге создал «своего рода сатирическое обозрение века» [Хлодовский], увидевшее свет уже после смерти своего создателя.

«Оpera massima del P. Francesco Fulvio Frugoni minimo» – так итальянский писатель представляет результат фактически двадцатипятилетней работы, с самого начала настраивая читателя на необычный лад своего произведения. Кажется, уже в контрасте massima–minimo проявляется остроумный барочный замысел, кончетто, которое И. Голенищев-Кутузов определил как «уменье сводить несхожее» [Голенищев-Кутузов 1975: 328]. Автор сразу погружает читателя в игру слов, образов и сюжетных ходов. Наряду с причудливостью, налицо другая черта барочного произведения – его объем. «Opera massima» – произведение поистине «раздутой формы» [Sana 2001:

Статья в PDF

Полный текст статьи в формате PDF доступен в составе номера №4, 2018

Литература

Голенищев-Кутузов И. Н. Буало барокко: Эмануэле Тезауро //Голенищев-Кутузов И. Н. Романские литературы: Статьи и исследования. М.: Наука, 1975. С. 326–333.

Голенищев-Кутузов И. Н. Марино и маринисты // История всемирной литературы. В 9 тт. / Ред. Виппер и др. Т. 4. М.: Наука, 1987. С. 51–54.

Гораполлон. Иероглифика. Кн. 1–2. Кн. 1 / Перевод с древнегреч. А. Г. Алексаня //URL: http://www.egyptology.ru/antiq/ Horapollo1.pdf (дата обращения: 14.10.2017).

Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов / Перевод М. Гаспарова. М.: Мысль, 1979.

Кудрявцева В. И. Исторические трансформации античного кинизма: некоторые аспекты проблемы //Известия Уральского федерального ун-та. Общественные науки. 2016. T. 11. № 4 (158). С. 217–223.

Михайлов А. В. Поэтика барокко. Завершение риторической эпохи // Историческая поэтика: Литературные эпохи и типы художественного сознания / Ред. П. Гринцер. М.: Наследие, 1994. С. 326–391.

Платон. Собр. соч. в 4 тт. / Ред. А. Лосев, В. Асмус и А. Тахо-Годи. Перевод В. Соловьева и др. М.: Мысль, 1994.

Рассел Б. История западной философии В 3 тт. / Подг. текста В. Целищева. Новосибирск: Новосибирский ун-т, 2007.

Хлодовский Р. И. Фругони // Краткая литературная энциклопедия. В 9 тт. URL: http://www.sth.com/article.html (дата обращения: 14.10.2017).

Чекалов К. А. «Мария Магдалина…» А. Дж. Бриньоле Сале в контексте итальянского романа XVII века // Проблемы итальянистики. Вып. 2: Литература и культура. М.: РГГУ, 2006. С. 84–101.

Чекалов К. А. Теоретики барокко // История литературы Италии. В 3 тт. Т. 3: Барокко и Просвещение / Отв. ред. М. Л. Андреев. М.: ИМЛИ РАН, 2012. C. 276–306.

Sana A. Mappamondo dell’erudizione // Francesco Fulvio Frugoni. Il Tribunal della critica / A cura di Sergio Bozzola e Alberto Sana. In 2 vols. Vol. 1. Parma: Fondazione Pietro Bembo, 2001. P. IX–LXXII.

Цитировать

Патронникова, Ю.С. О чем лает «Пес Диогена»?. Автор в произведении барокко / Ю.С. Патронникова // Вопросы литературы. - 2018 - №4. - C. 230-242
Копировать