Нужен большой разговор
От редакции: Публикуя статью т. С. Келлерман, редакция приглашает библиотечных работников, писателей, критиков и литературоведов высказаться по затронутым автором вопросам.
В печати и на различных собраниях и совещаниях нередко заходит речь. о содружестве писателей и библиотекарей. Что ж, эта тема подсказана самой жизнью: ведь в библиотеках постоянно собираются и судят о творчестве писателя те, для кого он пишет, – читатели. Библиотекарь – посредник между писателем и читателем, он пропагандирует произведения литературы и в то же время как бы аккумулирует читательские мнения и требования.
Об этом, повторяю, мы говорим довольно часто, не всегда даже вдумываясь в существо происходящего в жизни процесса. А вдуматься, видимо, стоит! Мне кажется, речь должна пойти о том, что новый период развития нашего общества настоятельно выдвигает перед писателями, критиками, библиотекарями, перед всеми, кто работает с книгой, новые, очень большие задачи. Наше общество находится в такой стадии развития, когда художественная книга не только стала достоянием широчайших слоев народа, но когда по-новому сложились отношения ее создателей и ее читателей.
У нас уже нет такого положения, когда писатель «пописывает», а читатель «почитывает». Писатель, чтобы оправдать свое призвание «инженера человеческих душ», должен внимательно прислушиваться к голосу читателей, идти к ним для совета, проверки своей работы. Читатель не ограничивается беглым знакомством с новой книгой, он чувствует свою ответственность за литературу, ищет встречи с автором, чтобы помочь ему добрым словом, дружеским пожеланием, нелицеприятной критикой. Такие формы общения писателя и читателя стали у нас уже привычными, и мы даже не задумываемся порой об их новаторском значении.
Но мне не хотелось бы писать эту статью лишь для того, чтобы напомнить о какой-то одной, пусть даже важной стороне библиотечной работы, – подобное выступление было бы уместнее в специальном издании. В журнале же «Вопросы литературы», как мне кажется, голос библиотекарей должен прозвучать для того, чтобы он был услышан в первую очередь писательской общественностью, критиками, литературоведами. Им наряду с библиотечными работниками, на наш взгляд, стоило бы задуматься о тех выводах, на которые наталкивает опыт взаимообщения писателя, читателя, библиотеки. Не пора ли подытожить этот опыт, чтобы придать гораздо больший размах общению писателя и читателя, включить в эту работу также писательские Организации, научные литературные институты? И не окажется ли эта форма взаимодействия работников литературы и библиотек – ее пропагандистов – одной из самых плодотворных в деле эстетического воспитания народа?
Ответом на эти вопросы может послужить рассказ об опыте ленинградских библиотек, которые установили прочную связь и с писателями, и со всеми творческими союзами города. Я имею в виду содружество с Ленинградским отделением Союза писателей, Институтом русской литературы (Пушкинским домом), редакциями журналов «Звезда» и «Нева», Пушкинским обществом, Домом писателей имени В. В. Маяковского. Ленинградским отделением Всесоюзного общества по распространению политических и научных знаний. Помощь этих организаций открыла большие возможности перед библиотеками, методы пропаганды книги стали более разнообразными и совершенными.
Во-первых, мы организовали различные «чтения», которые дают возможность читателям разносторонне и глубоко познакомиться с творчеством отдельных писателей или литературой по какой-либо теме. За последние годы были проведены «пушкинские», «гоголевские», «некрасовские», «горьковские», «чеховские» чтения. Были осуществлены также чтения ко Второму и Третьему съездам писателей СССР, к Шестому и Седьмому всемирным фестивалям молодежи, к сорокалетию ВЛКСМ и ряд других. В программу чтений включаются лекции, художественное чтение, встречи с писателями и редакциями журналов, выступления музыкально-драматических коллективов, читателей.
Во-вторых, библиотеки вместе с писателями и критиками ведут пропаганду советской художественной литературы. В этой работе принимают деятельное участие не только литераторы, но и читатели.
Признаком роста культуры читателя является его интерес к литературной критике. И дело не только в изучении критической литературы, нет, культурный читатель и сам выступает в роли критика. Формы читательской критики очень разнообразны. Это письма читателей, индивидуальные и коллективные отзывы на прочитанные книги, разговор с писателями при встречах. Жаль только, что редакции газет и журналов редко публикуют мнения читателей о новых книгах.
В практику нашей работы давно уже вошли читательские конференции. Они проходят иногда более, иногда менее удачно, но сейчас важно сказать о другом: о том, как углубляется их содержание, как устанавливается на деле творческий контакт писателей и читателей. Не секрет, что. достигнуть такого Контакта не всегда легко. Но разве все сделали мы, чтобы верно направить инициативу читателей?
И у нас в Ленинграде не сразу была найдена верная форма организации читательских конференций.
Хотите продолжить чтение? Подпишитесь на полный доступ к архиву.