Новые подражания древним
Издательские планы древней Греции, как известно, не были перегружены. По причине отсутствия планов не было и самих издательств. И если поэту, прибегавшему к услугам переписчиков, удалось размножить свое творение в пяти или (о, счастье/) в семи экземплярах, поэт считал, что у него массовый тираж. Но эти тиражи не мешают лучшим произведениям жить на книжных страницах вот уже третье тысячелетие.
И сегодня мы ощущаем силу античной поэзии. Что же касается ее мощного воздействия на чувства экспансивных эллинов, то на этот счет есть и легендарные версии, и сведения вполне исторические.
Именно в Элладе родились эпитафия и эпиграмма. Живший в VII веке до н. э. поэт Архилох столь совершенно владел этим оружием, что дал пищу для весьма своеобразной легенды. После разрыва с прекрасной Необулой оскорбленный поэт стал преследовать девушку и ее семью едкими эпиграммами. В итоге Необула (а заодно и ее сестры) якобы… покончили с собой.
К счастью, «Новые подражания древним» Арсиноя Аттического (в миру – Арсений Тарковский) никого не приведут к столь трагическому финалу, ибо его поэтические послания – всего лишь литературные пародии. За классической формой ясно видна рука озорного мастера. Созвучна сегодняшнему дню эпиграмма «На скульпторов». Дав скороходу смешное имя «Автопед» (дословно «Сам-Нога» или «Самоногий»), Арсиной Аттический мимоходом вдохнул жизнь в греко-латинское слово.
Хотите продолжить чтение? Подпишитесь на полный доступ к архиву.